32 года без Высоцкого: вспоминаем лучшие роли легендарного артиста

.

32 года без Высоцкого: вспоминаем лучшие роли легендарного артиста

Нет, пожалуй, ни одного советского артиста, чья смерть вызвала бы такую массовую скорбь, как смерть Высоцкого летом 1980 года, чьи похороны собрали бы такие толпы народа (а следует учесть, что в те трагические дни в Москве проходила Олимпиада, и очень многие москвичи уехали из города).

За годы творчества Высоцкий написал около 700 стихов, текстов песен и поэм, записал несколько пластинок – некоторые в сопровождении оркестра. При этом артист не считал себя «бардом». Во время одного из выступлений в конце семидесятых на вопрос на эту тему он ответил довольно резко: «Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых «бардов» и «менестрелей», что я к ним не хочу никакого отношения иметь». Профессиональный актер (выпускник Школы-студии МХАТ), Высоцкий снялся в более чем двух десятках кино- и телефильмов, многие из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа и любимы многими поколениями наших соотечественников. 

«Вертикаль» — первый фильм, сделавший Владимира Высоцкого не просто знаменитым, а любимым актером как интеллектуалов-«шестидесятников», так и «простых» людей. Снят режиссерами Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым в 1967 году. Обаятельный бородатый молодой альпинист в толстом свитере, с гитарой в руках пел песни, которые вскоре после премьеры «Вертикали» зазвучали «из каждого окошка, где музыка слышна», перепевались КСП-шниками у походных костров и студентами в общагах. Для молодых женщин Высоцкий, обманчиво грубоватый, с хитрецой в глазах и хрипловатым голосом, стал секс-символом, которым оставался затем всю жизнь.

 «Интервенция»  В этом фильме, снятом в 1968 году режиссером суперпопулярной в свое время «Республики ШКИД» Геннадием Полокой в стиле мейерхольдовских спектаклей 20-х годов, Высоцкий сыграл первую яркую роль из череды сыгранных им впоследствии «бойцов за дело революции» — большевика Бродского, который под именем Мишеля Воронова служит репетитором великовозрастного сына банкирши Ксидас (его сыграл Валерий Золотухин). Трагикомический этот дуэт придал фильму особые краски, хотя он был «снят с полки» уже в разгар Перестройки, в 1987 году, когда революционный пафос в СССР сильно поблек.

«Служили два товарища» В картине «Служили два товарища» ярко проявился драматический талант Высоцкого, его умение показывать неоднозначность человеческого характера. Он сыграл белогвардейца, поручика Брусенцова, который, по сложившейся в советском кино идеологической традиции, мог бы восприниматься зрителем как «чуждый элемент». Однако в итоге поручик, который случайным выстрелом убивает главного героя красноармейца Некрасова (в исполнении признанного красавца советского экрана Олега Янковского), вызывает в зрителе не меньшее сочувствие, чем сам Некрасов.

«Опасные гастроли» режиссера Юнгвальд-Хилькевича (известного советско-российского «киноводевилиста», создателя отечественных «Трех мушкетеров») стали для Владимира Семеновича подлинным бенефисом. В роли революционера Коли Коваленко, работающего «под прикрытием» под куплетиста Бенгальского, Высоцкий пел, отбивал чечетку и рассыпал фейерверки обаяния и харизмы. По воспоминаниям режиссера картины, роль изначально писалась на Высоцкого, но Госкино долго не утверждало его. И все актеры, приглашаемые на роль Бенгальского, «не решаясь напрямую отказаться в пользу Высоцкого, выдавали на пробах «киксу» — то есть специально «запарывали» пробы.

«Место встречи изменить нельзя», телесериал режиссера Станислава Говорухина, который вышел на экраны за год до смерти Высоцкого, показывает его уже не молодым ярким харизматиком, а зрелым, суровым, жестким, умудренным опытом человеком, «настоящим мужиком». Реплики следователя уголовного розыска Глеба Жеглова, произнесенные хриплым голосом Владимира Семеновича с его неподражаемой интонацией, превратились в крылатые фразы, часть фольклора. Если фильмы 60-х прославили Высоцкого, то «Место…» превратило его в настоящую легенду советского кино. Многие киноведы говорили, что одной этой роли Владимиру Семеновичу было бы достаточно, чтобы навсегда войти в золотой фонд отечественного кинематографа.

 

«Высоцкий. Спасибо, что живой» Фильм снят в 2011 году режиссером Петром Бусловым по сценарию сына артиста Никиты Владимировича (он же и озвучил роль отца). Роль Владимира Семеновича сыграл Сергей Безруков. В довольно острой и саркастичной критике, которой подвергли картину эксперты и блоггеры-киноманы, легко читается простая мысль: даже после филигранной работы гримеров ни один актер не может изобразить Высоцкого так, чтобы это по-настоящему понравилось армии поклонников великого артиста, народного не по званию, а по признанию.

 

 

 

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*