Актеры «Гоголевки» vs. Серебренников: кому выгодно «разрушение репертуарного театра»?

.

Актеры «Гоголевки» vs. Серебренников: кому выгодно «разрушение репертуарного театра»?

Самым шумным событием минувшей субботы, 11 августа, в столичном театральном мире стала публикация на сайте театра им. Гоголя открытого письма актеров и других творческих работников «Гоголевки» открытого письма, драматически адресованного «всем деятелям культуры, которым дорог российский репертуарный театр».

Подписанты письма в количестве более 80 человек во главе с народными артистками России Светланой Брагарник и Ольгой Науменко, призвали «всех деятелей» помешать «действиям, напоминающим рейдерский захват» театра – а именно смене, по инициативе московского правительства в лице министра правительства Сергея Капкова, театрального руководства. Возглавить малопосещаемый театр имени Гоголя поручено новому худруку, известному театральному и кинорежиссеру, активисту «Новой Драмы», лауреату премий кинофестиваля в Риме и фестиваля «Кинотавр» Кириллу Серебренникову. Письмо, как предшествовавшее ему решение властей о смене худрука «Гоголевки», вызвало мощный общественный резонанс. Мнения разделились – от горячей поддержки «подписантов» до советов им подумать об обновлении театра, от дифирамбов Кириллу Серебренникову до критики в его адрес. В своем блоге на сайте «Эха Москвы» режиссер и историк Евгений Понасенков прозрачно намекнул на связи нового худрука с властями предержащими, которые и привели к его назначению: «Я реалист, я понимаю, что ситуация необратима – друг автора «Околоноля» Серебренников останется худруком».

 Народная артистка Светлана Брагарник в одном из интервью заметила, что за решением московского правительства стоит одна «цель — только проекты, только деньги»: «С нас начинают истребление репертуарного театра как такового, мы первая жертва, мы на форпосте. Нам «повезло», мы — в зоне географического удобства Серебренникова, рядом Винзавод, где он существует».

 В то же время молодые артисты театра им. Гоголя горячо поддерживают назначение известного режиссера. Актриса театра Юлия Гоманюк рассказала «АиФ», что «не подписывала никаких писем и считает это паникой тех людей, которые привыкли бояться». «Я очень рада новым изменениям, приходу в театр Кирилла Серебренникова, так как это адекватный и талантливый человек,» — отметила артистка и прибавила: «То письмо, которое хотели опубликовать актеры, очень отличается от того, что в итоге появилось в СМИ. Никто из молодежи не против нового руководства, просто в тот день, когда объявили о смене худрука, многие были обеспокоены тем, что он не пришел и не представился лично труппе, хотя был в театре. Я считаю, что новое руководство готово к диалогу с труппой». «Талантливым людям нечего бояться — они не останутся без работы», — считает Юлия Гоманюк. Ее коллега, актер «Гоголевки» Сергей Галахов, находит, что его старших коллег на открытое письмо «сподвиг страх из-за кардинальных перемен и глобальный страх за потерю своего места в «болотце».[articles: 54203]

Помимо обвинений в призывах «к свержению принципов системы К.С.Станиславского» и отрицании «русского психологического театра», авторы открытого письма напомнили Серебренникову, что он не имеет высшего профессионального образования в области культуры и искусства, и потому, в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития № 251-Н не может претендовать на должность худрука. Действительно, Кирилл Серебренников закончил физический факультет Ростовского университета – хотя и с красным дипломом, но физика, а не театрального режиссера. Однако, как выяснилось, не все однозначно и с этим запретом.

Комментарий юриста, автора публикаций по административному праву и комментария к КоАП РФ Дмитрия Звоненко: — Действительно, приказом Минздравсоцразвития от 30.03.2011г. № 251-Н «О назначении на должность высшего руководящего состава в области культуры» установлен ряд требований к художественным руководителям театров. Одно из таких требований – требование к квалификации. Худрук театра должен иметь высшее профессиональное образование (культура и искусство) и стаж работы в должности главного режиссера не менее 3 лет или в должности режиссера–постановщика, артиста, руководителя творческого подразделения в сфере исполнительских искусств — не менее 5 лет (п. 2.2 «Художественный персонал» Раздела «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»). Но из данного правила есть исключения, и они приводятся в п. 10 Общих положений данного раздела. Суть исключения такова: лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями квалификации, но обладающие «достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности», по рекомендации аттестационной комиссии (она создается в учреждении культуры в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ), назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Иными словами, требование о наличии высшего профессионального образования и стажа работы – не абсолютное, оно обусловлено личностными качествами кандидата на должность.

Кирилл Серебренников ставит спектакли с 1990 года, то есть уже более 20 лет, и наверняка за эти годы обзавелся «достаточным практическим опытом» для руководства театральным учреждением.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*