Бюджет меняет деньги на риски: в Счетной палате РФ обеспокоены ростом госдолга

.

Бюджет меняет деньги на риски: в Счетной палате РФ обеспокоены ростом госдолга

В Счетной палате РФ критически отнеслись к планам правительства по привлечению крупных бюджетных займов в ближайшие годы. На эту тему заместитель председателя СП Валерий Горегляд высказался в ходе заседания эспертно-консультативной группы по проблемам госдолга РФ.

[articles: 53391, 48715]

По словам Горегляда, которые приводит сайт контрольного ведомства, в 2013-2015 годах государство намерено привлечь на внешнем и внутреннем рынках более 5,66 триллиона рублей. Специалисты контрольного ведомства считают, что есть риск не получить такие объемы средств на приемлемых условиях на внутреннем рынке. Кроме того, по мнению Горегляда, из-за ускоренного роста расходов на погашение и обслуживание государственного долга федеральный бюджет может быть дестабилизирован.

По данным Палаты, в 2013-2015 годах общий объем расходов на погашение процентов составит более 1,61 трлн. руб. В 2015 году эти расходы превысят ассигнования на межбюджетные трансферты общего характера или на образование, указал замглавы Счетной палаты. Ведомство беспокоит и рост госдолга субъектов Федерации. К началу 2012 года он достиг почти 1,17 трлн. Рублей.

[articles: 53541]

«Госдолг увеличился у 62 регионов, а снизился к июлю этого года лишь у 20, — сказал Горегляд. — Почти четверть общего объема задолженности приходится на кредиты коммерческих банков». При этом растут расходы местных бюджетов на погашение и обслуживание госдолга. В ряде регионов из-за этого уже заметно тормозится социально-экономическое развитие. Целый ряд дотационных регионов вообще не имеют перспектив погашения госдолга, уверен Константин Горегляд.

Формально, согласно международным стандартам, показатели долговой нагрузки России находятся на допустимом уровне, отметил замглавы Счетной палаты. По его мнению, следует учитывать и такие параметры, как высокая волатильность рубля, структура доходов и расходов федерального бюджета, а также структура экспорта и импорта. Снижение цен на нефть и колебания курсов валют в таком случае способны быстро и резко ухудшить условия заимствований и вызвать значительный рост стоимости обслуживания внешнего долга. «Дополнительные риски для федерального бюджета, — указал Валерий Горегляд, — создают масштабные заимствования корпоративных структур, полностью или частично подконтрольных государству, либо частных предприятий, по тем или иным причинам признаваемых стратегическими».

Он напомнил, что в 2009 году государству уже пришлось за бюджетный счет спасать от корпоративных дефолтов государственные и некоторые частные структуры.

[articles: 49002]

Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин не исключил, что своими заявлениями представитель счетной палаты пытается "охладить" спрос на рынке облигаций. Аналитик считает, что это распространенная практика на развитых рынках, она позволяет снизить краткосрочные и среднесрочные риски восстановления глобальной экономики. Рынок облигаций существенно вырос за последнюю неделю вслед за аналогами в развивающихся странах. «В заявлении господина Горегляда есть ряд спорных тезисов, например, о высокой волатильности курса рубля, или о том, что сырьевая ориентированность российской экономики в текущих условиях создает риски для инвесторов на финансовом рынке РФ, — говорит Осин. — На мой взгляд, верно обратное».

«Долг субъектов в России низкий. В среднем, он ниже 20% доходов бюджетов, — считает директор направления государственных и муниципальных финансов S&P Борис Копейкин, — Есть ряд регионов Германии, у которых этот показатель доходит до 250-300%. Другое дело, что у наших регионов очень короткий долг». По словам Копейкина, регионы чаще выбирают кредит на короткий срок с более низким процентом, игнорируя формы привлечения средств на более длительный срок из-за их чуть более высокой стоимости.

По сути, регионам приходится постоянно перекредитовываться, чтобы рассчитаться с долгами. «Складывается парадоксальная ситуация — очень низкий долг приводит к высокой долговой нагрузке, — отмечает Борис Копейкин. – Если ситуация позволяет выходить на рынок новых заимствований, то проблем нет, но если мы входим в ситуацию 2008-2009 года, когда рефинансироваться сложно или невозможно, то возможны дефолты или удорожание последующих заимствований».

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*