«Членовоз» и ныне там?

.

«Членовоз» и ныне там?

 

Привет из СССР

Два года назад тогдашний президент Дмитрий Медведев поручил «изучить возможность» возобновления сборки представительских машин на столичном заводе ЗИЛ. И вот в СМИ появились фотографии готового изделия, до боли напоминающего машину, перевозившую ещё генсеков ЦК КПСС. Будет ли именно эта модель взята за основу, пока неясно. «Конкретных предложений, а тем более финансовых параметров проекта по-прежнему нет, — рассказал «АиФ» Виктор Хреков, представитель Управделами Президента РФ. — Есть точка зрения, что производство машин высокого класса может дать импульс всему отечественному автомобилестроению. С другой стороны, есть вопрос экономической эффективности». «Кортеж» не коммерческий, а репутационный проект, — сообщил нам Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». — Он поможет поднять престиж России. Не пристало высшему руководству ездить на авто, выпускаемых другим государ­ством, — такое обычно позволяют себе лишь страны третьего мира, не имеющие своего авто­прома. Правда, для запуска проекта требуются специалисты, которых в конструкторских бюро и цехах таких заводов, как ЗИЛ, уже практически не осталось».

Бронированные «ЗИЛы» для верхушки СССР начали производить ещё в 60-х гг. прошлого века. Спустя 30 лет эти машины окончательно устарели и были заменены в кремлёвском гараже на «Мерседесы». И вот АМО «ЗИЛ» решило вдохнуть в «автодедушек» вторую жизнь и представило на суд общественности обновлённую модель.

«Специалисты ЗИЛа усовершенствовали советский представительский автомобиль, — объяснил «АиФ» известный эксперт по автопрому Александр Пикуленко. — Карбюратор заменили впрыском, двигатель расточили до объёма 7,7 литра, купили за границей автоматическую коробку передач и сделали новую конструкцию задних дверей. Но так или иначе машина является перепевом конструкции, разработанной в брежневские времена. Даже при советской власти эти авто были весьма низкорентабельными. А учитывая, что машина для первых лиц государства должна иметь серьёзный класс бронирования, говорить о затратах на проект особенно сложно. Создание надёжно защищённой версии такого транспортного средства с бронекапсулой (подобной той, что сегодня стоит на президентском «Мерседесе» и выдерживает попадание из снайперской винтовки или взрыв мины под днищем) будет напрасной тратой денег. При нынешнем состоянии технологической и конструктор­ской базы на это уйдёт 5-7 лет и при экономном расходовании средств будет стоить минимум 5-7 млрд руб. А ведь разговор идёт о создании целой линейки лимузинов».

«Сегодня запуск подобного проекта — настоящее безумие, — считает Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России. — Показная роскошь, принятая у правящей элиты, подрывает остатки уважения к ней и свидетельствует о потере адекватности. Кроме того, пора уже признать, что российский автопром — это позор страны. Очевидно, что самостоятельного автопроизводства у нас не будет, в этой сфере Россия останется сателлитом других держав. Если это не так, то почему чиновники не пересядут на «Лады» (к слову, уже опробованные и разрекламированные Владимиром Путиным) или «Волги»? Конечно, создать отечественный лимузин в нескольких экземплярах, особенно с использованием передовых зарубежных технологий, мы способны. Русская земля всегда славилась Левшами и Кулибиными. Но стоит ли овчинка выделки? Ведь в такой автомобиль придётся вложить гигантские деньги».

Интересно, что на 40 млрд­ руб. (или 1 млрд евро) можно закупить пару тысяч зарубежных авто необходимых характеристик, примерная стоимость которых редко превышает 500 тыс. евро. Этих машин хватило бы нашим лидерам на десятилетия комфортной и безопасной езды.

Пересадка откладывается?

Идея возрождения «членовоза» перекликается с предложением Владимира Путина, заявившего в апреле текущего года о том, что все органы власти должны покупать автомобили, произведённые на территории Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии. Откликнулись ли на эту идею чиновники? Судя по востребованным ими «обновкам», пожелание президента слуги народа пока пропускают мимо ушей. По данным экспертов, анализирующих систему госзакупок, многие бюджетные учреждения, к примеру, МВД, ФСБ и др., обновляют свой автопарк ЕЖЕГОДНО. Куда при этом деваются старые машины — неизвестно.

Вот несколько свежих примеров проводимых аукционов: Управление госзаказа Мурманской области закупает для нужд ГОБУ «Автобаза ПМО» BMW 750Lxi xDrive за 4,5 млн руб.; Главное управление материальных ресурсов Челябинской области готово выложить за легковой автомобиль представительского класса более 4,4 млн руб. Транспортная служба правительства Ярославской области объявляла тендер на приобретение Toyota Land Cruiser 200 комплектации люкс за 3,3 млн руб., а Комитет по госзаказу Чеченской Республики готов отдать за подобный товар уже более 3,7 млн… Интересно, что условия конкурсов часто «заточены» под определённые марки и модели. Не для того ли, чтобы исключить возможность честной конкуренции?

«В прошлом году мы подготовили законопроект, предлагая ввести ограничение цены на автомобили для чиновников, — рассказал нам юрист Андрей Мищенко, сотрудник проекта «РосПил». — Проект внесли три депутата Госдумы, но его зарубило правительство. В отзыве написано, что принятие такого закона не позволит комплексно решить проблему эффективности расходования бюджетных средств… Интересно, что 90% средств — 3,8 млрд руб., которые аппарат Госдумы в 2011 г. провёл через процедуру госзакупок, — пошли именно на автопарк — аренду автомобилей.

А что касается создания нового отечественного лимузина, то чиновники, конечно, могут ухватиться за эту идею и по­тратить миллиарды. Но у меня складывается впечатление, что такие проекты придумываются лишь для того, чтобы как можно больше денег «увести по пути».

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*