Давай поговорим!

.

Давай поговорим!«Еду на машиной…»

Ничего удивительного тут нет: если ребенок говорит неправильно, освоить премудрость написания слов ему тем более нелегко. В последнее время детей, у которых есть проблемы с речью, становится все больше. Учителя младших классов жалуются, что даже в 6–7 лет школьники плохо говорят.

                                                               

Практикум

Без занятий с логопедом поставить правильную речь даже у дошкольника крайне сложно. Но все же родители могут помочь в этом своим детям. Всем без исключения будет полезна артикуляционная гимнастика, а чтобы выполнять ее было не скучно, можно сопровождать упражнения рассказом сказки о том, как жил-был на свете язычок.
Чтение сказки сопровождайте показом, лучше всего делать упражнения вместе с ребенком перед зеркалом. Перегружать малыша не нужно, вполне достаточно 5 минут в день, здесь важна регулярность выполнений.

В целях развития речевого дыхания, артикуляции и особенно способности управлять своими органами артикуляции просите ребенка надуть щеки (парус), дотянуться языком до носа, надувать мыльные пузыри, показывать, как кошка пьет молоко, и т. д.

А ведь в норме ребенок к 4,5–5 годам должен уметь четко произносить все звуки, использовать в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте малыш уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить рассказ по картинке, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. На пятом году жизни малыш способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Увы, данная норма далека от реальности. У пришедших в первый класс детей нередко возникают ошибки в произношении звуков: у одних наблюдается задержка в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Более того, словарный запас некоторых первоклашек ограничен. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, заменяя на более простые в плане произношения («мидол» – «помидор», «тибот» – «бутер­брод»).

Многие неправильно используют в речи или пропускают предлоги, неправильно согласовывают слова между собой. «Мы ходили магазин мамой», «Я еду на машиной», «Мальчик бежит на собаком» – изъясняющийся таким образом младшеклассник едва ли будет хорошо отвечать у доски.

Некоторые дети даже в 6–7 лет затрудняются составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин. Они просто перечисляют изображенные на картинке предметы. Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он бывает как патологически убыстрен, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», не договаривая окончания слов, так и замедлен.

У истоков проблемы

Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX – начала XX века. Специалисты объясняют это тем, что наша среда обитания слишком зашумлена.

[articles: 37672,45072]

Радио, телефонные разговоры, телевидение, шум на улице и в транспорте мешают ребенку воспринимать голос матери, не дают вычленить из общего шума звуки речи и слова. К тому же современные дети часто испытывают дефицит общения со своими родителями. Все это может стать причиной проблем с речью и неуспеваемости в школе.

Привести к речевым нарушениям могут и физиологические причины. Например, неблагоприятные воздействия во время внутриутробного периода развития, особенно на 3–4-м месяце беременности, осложненное протекание родов, неблагоприятная наследственность, травмы головы в детстве.

Обратить внимание стоит и на анатомию речевых органов. Неправильный прикус или особенности в строении неба могут отрицательно сказываться на произношении звуков.

Стать причиной проблем может и нарушение слуховой дифференциации (различения) звуков. В этом случае ребенок слышит хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (парные «к» и «г», «с» и «з» и т. п.) кажутся ему одинаковыми, и он произносит «супы» вместо «зубы», «гом» вместо «ком».

Следите за своей речью!

Еще одна причина нарушения развития речи у ребенка – неблагоприятное социальное воздействие. Если взрослые в семье не следят за своей речью и невнимательно, безразлично относятся к произношению малыша, это отрицательно сказывается на формировании всей речи в целом.

Иногда мама с папой, подлаживаясь под детскую речь, долгое время «сюсюкают» с малышом. Это задерживает развитие у него правильного произношения. Подражание детской речи не только не стимулирует ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляет несовершенную детскую речь.

 

Рассказываем
Упражнение

Жил язычок в своем домике-ротике. Домик то открывался, то закрывался
Открыть-закрыть рот

Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть
Показать язык

Посмотрел вверх, светит ли солнышко
Положить язык на верхнюю губу

Посмотрел вниз, нет ли луж
Положить на нижнюю губу

И решил погулять, идет, по белым зубкам скачет и поет: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля»
Рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами, затем пропеть

Тут смотрит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить
Язык двигается вперед-назад по небу раз 15

Так прошло много времени, настала ночь
Сделать «часики»: язык двигается вправо‑влево раз 10–15

Хорошо, мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома. Язычок закрыл ротик-домик и лег спать
Поцокать языком и закончить гимнастику

 

 

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*