«Денис, давай!»

.

«Денис, давай!»
«За город обидно!»

Пианист Денис Мацуев, создатель и худрук фестиваля, для Иркутска — и национальный герой, и «градообразующее предприятие». Это как раз тот случай, когда где родился, там и пригодился — то есть на родине. Несмотря на то что живёт Денис в Москве, а гастролирует по всему миру. «Денис, давай!» — орали на трибунах зрители во время благотворительного матча «Под флагом добра»: команда музыкантов против команды местных политиков и ветеранов футбола. Это в теории музыканты — существа хрупкие, которым положено беречь пальцы, руки, голос… А на практике они носились по полю, что твои кони, забыв, что вечером концерт. Вернее, концерты — в местной филармонии, в музыкальном театре. И все — с аншлагами.

Ему, Мацуеву, кричат: «Денис, давай!» А он и без этих криков даёт — высочайшее качество и звучащей музыки, и приезжающих участников. Как начал выдавать с 2004 г., когда прошёл первый фестиваль, так и держит эту планку. «Понимаете, я же вырос на концертах Рихтера и других выдающихся музыкантов — месяца не проходило, чтобы к нам кто-нибудь не приезжал на гастроли, — объясняет Денис, зачем ему вообще эта головная боль. Жил бы спокойно, концерты давал, собирая звания, комплименты и гонорары. — А в 90-е всё ушло. Вообще всё! Иркутск — место уникальное: тут и недра, и Байкал с его мощной энергетикой, и алмазы, и лес, и пушнина, и традиции культурные, которые ещё ссыльные декабристы заложили. Сюда народ со всей страны съезжаться должен, а вместо этого произошёл огромный отток. И уезжали-то лучшие, умелые. Мне стало обидно за город! Захотелось превратить Иркутск в культурный центр Восточной Сибири.

Смотрите, в этом году в фестивале приняло участие пять — пять! — оркестров: Симфонический оркестр Мариинского театра п/у Валерия Гергиева, Национальный филармонический оркестр России п/у Владимира Спивакова, Московский камерный оркестр Musica Viva, губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии и симфонический оркестр юных музыкантов Иркутской области «Созвездие Байкала», которые летом произвели фурор на фестивале во французском Анси. Плюс к ним — лучшие на сегодня молодые российские музыканты: скрипачи Борис Бровцын, Граф Муржа, лауреат конкурса им. Чайковского Никита Борисоглебский, виолончелисты Борислав Струлёв, Борис Андрианов, пианисты Евгений Брахман, Вадим Руденко, альтистка Юлия Дейнека — всех не перечислить! Чартеры со зрителями, прилетевшие из Японии, Китая и Германии, очереди за билетами занимали с пяти утра. Невероятно насыщенная программа: Шостакович, Рахманинов, Чайковский, Танеев! А вы спрашиваете, зачем мне это всё»!

Денис Мацуев. Источник фото: russianlook.com
Здоровье музыки

«Город уже больше не может жить без этого фестиваля, — говорит виолончелист Борислав Струлев. — Москва и Питер пресыщены концертами, премьерами, мировыми суперзвёздами, которые приезжают спеть на частных вечеринках. Там что-нибудь по-настоящему гениальное проходит незаслуженно незамеченным, если в его раскрутку не вложены огромные деньги. А здесь публика совершенно другая — у них глаза другие, умение слышать и чувст­вовать другое». Публика здесь действительно другая — возможно, потому, что бич под названием «перекупщики» Иркутску незнаком, и на концерты сюда идут не понтиться, а за наслаждением шедеврами, за тем, чтобы гармонией полечить души, выжженные в безвременье 90-х. [articles:44405,42474]И когда Мариинский оркестр исполнял Чайковского, зал в какие-то моменты, казалось, просто переставал дышать. И стоя аплодировал сложнейшему квинтету Танеева, который исполнила, как сказал Святослав Бэлза, «молодая гвардия российской исполнительской школы» — Мацуев, Бровцын, Андрианов, Дейнека и Муржа. И кричали «бис» приехавшему из США пианисту Александру Торадзе, который с оркестром Мариинки играл Шостаковича. А уж что творилось в зале после Второго концерта Рахманинова, когда на сцену вышли два маэстро — Гергиев и Мацуев… Публику с первых же аккордов просто прибило к креслам. «Я вижу и размах фестиваля, и заинтересованность аудитории, — сказал после концерта Валерий Гергиев. — Особенно радует огромное количество молодых лиц и то, что эти лица выражают. Знаете, сейчас идёт своего рода чемпионат среди регионов: кто-то отличился быстрее других, кто-то смирился с ролью неудачника: «А что вы от нас хотите? Мы же провинция!» Но, извините, и я вырос в маленьком городе Владикавказе, и Денис рос в Иркутске. Поверьте, дети в провинции не менее талантливы, чем в Москве. Так что работать надо, а не провинциальностью своей упиваться! Мне кажется, что «Звёзды на Байкале» — это символ сибирского музыкального здоровья. Но ещё очень многое надо сделать. И если коллеги в других регионах будут работать так же, как Мацуев здесь, в Иркутске, или как работает Мариинский театр, который за год объехал с гастролями десятки городов, то мы построим величайшее здание — здание российской классической музыки».

А Мацуев пока собрался в Иркутске новый концертный зал строить, с отменного качест­ва акустикой, — чтобы был не хуже, чем в Омске. И он по­строит, будьте уверены! Я же говорю, что он не просто пианист, а градообразующее предприятие. Где бы на каждый регион России по Мацуеву и Гер­гиеву найти? Представляете, как бы мы тогда зажили!

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*