Хочу баллдеть!

.

Хочу баллдеть!

У школьников выпускные экзамены плавно перетекают во вступительные. Реально ли по ЕГЭ набрать хороших студентов, «АиФ» рассказал Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики.

Не пеняйте на зеркало

«АиФ»: — Ярослав Иванович, даже по официальным данным Рособрнадзора опять зафиксирована масса нарушений на ЕГЭ…

Я.К.: — Люди, которые покупают оценки, будут всегда. Вспомните, как раньше сдавали вступительные экзамены… Различные списки — деканские, ректорские и прочие почти официальные схемы. ЕГЭ на порядок более прозрачен. Списать и купить оценку сложнее, это вовлекает целую цепочку людей. Надеюсь, мы ужесточим наказание за мошенничество на экзамене. Абитуриент, который купил оценку, лишил другого, реально знающего человека места в хорошем вузе. Беда в том, что мы не привыкли соблюдать правила, которые сами же установили.

«АиФ»: — Может, эта система просто неприменима к нашей стране?

Я.К.: — Правильно, и торговлю у нас надо отменить, потому что привыкли обманывать, и полицию давайте распустим — вон там какие люди плохие встречаются… ЕГЭ показывает, насколько школьник соответствует стандартам. Для 80-90% поступающих этого вполне достаточно. Для 10% особо талантливых детей, которые неординарно мыслят, нужны другие инструменты. Они есть. Это система олимпиад.

«АиФ»: — Даже умные ребята могут плохо написать ЕГЭ — случайно.

Я.К.: — Я давно предлагаю разрешить сдавать ЕГЭ несколько раз. А что мы теряем? Если человек не знает предмета, его пересдача не спасёт. А если ему не удалось получить высокую оценку случайно, если не успел дойти до заданий третьей части, мы должны эту случайность устранить.

«АиФ»: — Но почему же людей так раздражает ЕГЭ, если он так хорош?

Я.К.: — Раздражение порождено непониманием и нежеланием разобраться. Тот, кто говорит, что ЕГЭ — это сплошные тесты, никогда не видел заданий. Тесты — только первая часть. Заполнив её, можно только тройку получить.

Противостоят ЕГЭ в основном жители мегаполисов, которые до сих пор могли почти монопольно пользоваться бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах, потому что жили к ним ближе и имели средние доходы, позволявшие платить за курсы подготовки к вузовским экзаменам. При советской власти 75% студентов столичных вузов были иногородними. В начале 2000-х, когда ЕГЭ только задумали, их было всего 25% в Москве и треть в Питере. Сейчас у нас в «Вышке» их уже почти 60%.

Хуже китайцев

«АиФ»: — Выходит нестыковка. Хотим привлекать способных детей из регионов — и тут же планируем вдвое сократить бюджетные места…

Я.К.: — Никакого ущемления конституционного права на бесплатное высшее образование не произойдёт. Государство и экономика в этом не заинтересованы. Сокращение бюджетных мест к 2020 году произойдёт за счёт уменьшения числа абитуриентов, потому что в вузы пойдут дети 90-х, когда был сильный спад рождаемости, — на 30-40%.

 

[articles: 49490]

 

«АиФ»: — А когда рождаемость увеличится, будем снова открывать?

Я.К.: — Конечно. Но ещё 10-15% бюджетных мест сокращать надо. Это места, которые занимают студенты, имеющие глубокую тройку по профильным предметам по ЕГЭ. В половине инженерных, аграрных и педагогических вузов 50% учащихся — школьные троечники. Если ты в школе не учился, а идёшь на сложную инженерную специальность, это кому-то нужно? Почему-то мы решили, что для поднятия престижа инженерных специальностей надо открывать больше бюджетных мест. Но сначала надо обеспечить высокие зарплаты для инженеров, тогда места в вузах будут заполняться сильными студентами. По данным опросов, даже бедные люди против того, чтобы налогоплательщики платили за обучение троечников в вузах.

«АиФ»: — А почему наши вузы не котируются на Западе?

Я.К.: — У нас масса вузов просто делает вид, что учит. Президент поручил правительству провести аудит таких учебных заведений и решить вопрос об их реструктуризации. Это не значит, что студентов выгонят на улицу. Их переведут в приличный вуз.

«АиФ»: — На школу свалилась масса реформ. Не много ли сразу?

Я.К.: — Мы сильно отстаём по креативным предметам в школе. Наша школа настроена на воспроизведение заранее заготовленного знания. В современной экономике это мало востребовано. Мы проигрываем любой стране в знании иностранных языков. Выпускник китайской школы знает английский лучше, чем выпускник российской. Это позор! Так что реформы в школе даже запоздали.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*