Как утопают пароходы…

.

Как утопают пароходы...

Он более популярен, чем даже Ноев ковчег, который в отличие от «Титаника» выплыл. Про «Титаник» в разные годы и в разных странах были сняты дюжина художественных кинофильмов, телесериал, а также бесчисленное количество документальных лент. И это притом что данная катастрофа не была ни первой, ни самой крупной в истории.

«Лузитания»

Напомним: 100 лет назад британский суперлайнер из-за плохой видимости и собственной неповоротливости наскочил на айсберг. Погибли 1503 человека, спасти удалось 705. При этом мест в спасательных шлюпках было всего 1178, а спасательные пояса (предшественники нынешних спасжилетов) не были снабжены инструкциями. Из-за того, что многие пассажиры завязали их на талии, а не под мышками, в воде они перевернулись вверх ногами. В такой интересной, но несовместимой с жизнью позиции их и застали спасатели…

Пароходы тонули и до «Титаника». Например, вскоре после окончания гражданской войны в США пароход «Султана» вёз по Миссисипи освобождённых из плена северян. По невыясненной причине он взорвался и угробил более 2 тыс. человек. Но кто об этом помнит, ведь ни одного из них не сыграл Леонардо Ди Каприо!

Самые крупные потери были связаны с мировыми войнами. 1 мая 1915 г. из Нью-Йорка курсом на Ливерпуль вышел английский лайнер «Лузитания». Англия на тот момент уже почти год воевала с Германией — страной, поставившей подводную войну в основание своей военно-морской стратегии. Поэтому, когда 7 мая у ирландских берегов курс «Лузитании» пересёкся с курсом немецкой субмарины U-20, её командир с лёгким серд­цем отдал команду «Пли!». Через 18 минут лайнер и 1198 человек пошли ко дну.

«Вильгельм Густлоф»

Вторая мировая война принесла новые мрачные рекорды. По словам военного историка Мирослава Морозова, «первую позицию в морском мартирологе 1939-1945 гг. занимает немецкий теплоход «Гойя», потопленный в апреле 1945 г. советской подлодкой Л-3 (ею командовал капитан 3-го ранга Коновалов) и унёсший с собой около 7 тыс. (!) человек. На второе место вышел немецкий же лайнер «Кап Аркона» (5594 жертвы). Третьим стал печально известный «Вильгельм Густлоф» (снова Германия, 5300 жертв). Четвёртым идёт советский теплоход «Армения» (примерно 5000 погибших)».

У всех катастроф военного времени есть одна общая черта: в большинстве случаев жертвами становились гражданские лица, беженцы, раненые и медперсонал. Взять хотя бы потопление «Вильгельма Густлофа» подлодкой С-13 капитана 3-го ранга Александра Маринеско во время массовой эвакуации немцев из Восточной Пруссии в январе 1945 г. Список потерь: 406 моряков 2-й учебной дивизии подводных сил (в том числе 16 офицеров), 90 членов экипажа, 250 женщин-военно­служащих, примерно 4600 беженцев и раненых, включая почти 3000 детей.

Очень похожий случай произошёл с советским госпитальным судном «Армения». В ноябре 1941 г. при эвакуации госпиталей из осаждённого Севастополя «Армения» подверглась атаке немецкого самолёта-торпедоносца. Катастрофу пережили всего 8 человек.

«Ямато» и другие

Другие воюющие страны тоже не отличались особым человеколюбием. Весной 19­45-го британские ВВС потопили в порту Любека корабль «Кап Аркона» с 8000 заключённых нацистских концлагерей. Половина были русскими и поляками, остальные — 24 других национальностей. Тех, кого не достали бомбы, на берегу добивали эсэсовцы. Как ни удивительно, но 350 пленников смогли бежать…

В то же время, когда в ходе боевых действий ко дну шли военные корабли, жертв было меньше. Линкор «Ямато» (Япония) — 2500 погибших, линкор «Бисмарк» (Германия) — 2000, линейный крейсер «Худ» (Великобритания) — 1500…
Почему же именно «Титаник» стал символом морских катастроф? Во-первых, слишком силён был диссонанс между рекламой «самого быстрого и непотопляемого парохода в мире» и его гибелью в первом же рейсе. Во-вторых, дело было до Первой мировой войны, и европейская общественность ещё не привыкла к длинным (на миллионы!) спискам жертв. Ну и, в-третьих, гибель «Титаника» — самая «политкорректная» катастрофа ХХ века. В ней не было ни намёка на военные преступления, причиной гибели парохода стал айсберг. А какой спрос с глыбы льда?

Сергей Осипов

Наши на борту

Спустя две недели после катастрофы в Адмиралтейском соборе Санкт-Петербурга служили панихиду по погибшим. Произнося молитву, священник назвал лишь одно русское имя — Михаил Жадовский. О подвиге этого человека писали тогда все европей­ские газеты.

[articles:27203]

Отставной капитан Русской армии, вышедший на пенсию без гроша в кармане, в начале XX века уехал искать счастья во Францию. Там он познакомился с одним из владельцев судоходной компании «Уайт Стар». Оценив порядочность и сметливость русского, тот предложил Жадовскому работу — стать главным казначеем на новом трансатлантическом лайнере, постройка которого как раз подходила к концу. На «Титанике» Жадовский отправился в своё первое плавание. Когда стало ясно, что судно обречено, и на воду начали спускать шлюпки, корабельный казначей должен был эвакуироваться одним из первых. Однако, отдав кассу с наличностью помощнику, Жадов­ский ­остался на борту. Спасшиеся члены экипажа рассказали о его последних словах: «Мне уже 68, жить осталось недолго, а деньги доставят и без меня». До последнего помогая пассажирам усаживаться в шлюпки, Жадовский утонул вместе с другими моряками.

Отставной капитан был не единственным россиянином, погибшим на «Титанике», — всего таковых насчитали около 100 чел. Было среди них и около дюжины выходцев с Дона — представителей религиозного движения «Новый Израиль», отправившихся за океан из неспокойной России, где сектантов в начале XX века стали преследовать. Лишь одному из них, похоже, удалось спастись. Помогла морская болезнь: укачавшись в трюме, где располагались каюты 3-го класса, казак вышел подышать на палубу — в этот момент «Титаник» и врезался в айсберг. Вместе с другими потерпевшими  судно «Карпатия» доставило его в Нью-Йорк. Ни имя спасённого, ни его дальнейшая судьба неизвестны.

Арсений Петров («АиФ на Дону»)

Смотрите фотогалерею Туристы отправляются по следам Титаника

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*