Каштанка была настоящей, а в Бетховенский зал ГАБТа пускали только царей

.

Каштанка была настоящей, а  в Бетховенский зал ГАБТа пускали только царей

 

Нажмите для увеличения

В европейских столицах уже давно знаменитые сцены принимают не только зрителей, но и толпы туристов. В Москве этот вид «культурного бизнеса» пока не так развит, но в День театра (27 марта) о нём говорили как о перспективном. Ещё бы, в Большом, например, на экскурсии можно вблизи рассмотреть люстру весом в 2000 кг, а в Уголке им. Дурова поиграть с собакой-математиком.

 

Хитрая Запятайка

Одна из самых увлекательных театральных экскурсий в столице проводится в музее театра «Уголок им. Дурова» (1). Длится она всего полчаса, стоит 100 руб., но за это время и за эти деньги можно узнать множест­во увлекательных историй о династии Дуровых и их подопечных. Особняк на ул. Дурова (ранее она называлась Старая Божедомка), в котором разместился театр, построили ещё в 1894 г. Сначала в нём поселился Владимир Дуров, а через несколько лет он в своём доме открыл зоологический музей, научную лабораторию и театр зверей «Крошка».

«Я хочу создать памятник моим артистам», — сказал как-то дедушка Дуров. И действительно сохранил чучела некоторых из них. Например, в «Уголке» осталась на века такса Запятайка. Она, говорят, была математиком и неплохо знала географию — без ошибки указывала на карте место той или иной страны. А однажды даже помогла заступиться за бродячих собак в Пензе. Пензенский губернатор приказал истребить бродяжек. В. Дуров, узнав об этом, приехал к нему и показал на примере Запятайки, насколько способной может быть любая собака. Запятайка исполнила все просьбы губернатора — носила щётки, играла на пианино, а потом поднесла ему документ, который начинался так: «Мы, бездомные собаки города Пензы, имеем честь просить через госпожу Запятайку…» Прошение было удовлетворено.

Мало кто знает, что Владимир Дуров дрессировал и чеховскую Каштанку. Это именно он подобрал на улице собаку и сделал с ней номер. А потом рассказал эту историю Антону Павловичу Чехову. Осталось в музее и чучело шимпанзе Люли. Известно, что В. Дуров обращался с ней по-человечески. Когда приходило время ложиться спать, укладывал в кровать, укрывал одеялом, а за завтраком или ужином Люли сидела за общим столом, ела из тарелок с помощью приборов. В «сказочном зале» «Уголка» потомки Дурова воссоздали изобретённые им аттракционы. «Дружная пирушка» — животных, которые в природе могли бы покалечить друг друга, а то и съесть, усаживали за один обеденный стол. «Прачечная енота Тишки» — еноты, как известно, любят что-нибудь постирать, вот на этой их особенности и построен целый номер.

В Театре им. Наталии Сац на проспекте Вернадского (2) открыта экспозиция анимации — здесь собраны фигурки и рисунки знаменитых героев любимых мультфильмов: старуха Шапо­кляк, Лиса Патрикеевна, Бременские музыканты, избушка на курьих ножках. Стоимость билетов — 150 руб. для группы из 20 человек и 280 руб. — индивидуально. За эту цену можно не только узнать всю изнанку мультипликации, но и по­пробовать самому нарисовать мультфильм на компьютере.

 

Фото: russianlook.com

 

Поход по Большому

Есть интересные музеи и на взрослых сценах: например, в Театре им. Евг. Вахтангова (3). С 1913 г. собирать экспонаты для будущих экспозиций начала ещё жена Евгения Вахтангова Надежда Михайловна. Здесь можно не только посмотреть старинные афиши, фотографии, ноты, газеты с рецензиями, тексты пьес с режиссёрскими правками и даже творческие досье актёров и режиссёров, но и узнать то, что первый студийный спектакль Евгения Вахтангова собрал столько нелестных отзывов, что руководство МХТ запретило ему ставить пьесы на стороне. Но затем сменило гнев на милость, и в 1917 г. студия появилась на свет. Во время Великой Отечественной войны труппа театра была эвакуирована в Омск. Когда фашистские оккупанты отступили от Москвы, встал вопрос о возвращении всех эвакуированных. Старинный особняк на Арбате, в котором раньше располагался Театр им. Евг. Вахтангова, был разрушен бомбой, поэтому Сталин предложил Микояну отправить вахтанговцев в Ново­сибирск — пусть поднимают провинциальную культуру. Микоян на это ответил: «Конечно, можно, товарищ Сталин. Давайте тогда и Третьяковку туда отправим». Сталин усмехнулся и вернул театр в Москву. В 2010 г. в Денежном переулке состоялось открытие Музея-квартиры Евг. Вахтангова, она стала филиалом при основном музее театра. Посетить их можно по предварительной договорённо­сти с сотрудниками.

Водить экскурсии в ГАБТ  (4) задумывали давно, благо фонды музея при театре насчитывают более 80 тыс. экспонатов XIX-XX веков. Но первых посетителей пустили лишь в конце прошлого года. Попасть в Большой можно по понедельникам, средам и пятницам, цена билета — 500 руб., для льготников — вдвое меньше. Открыт подземный Бетховенский зал, куда спускаются на эскалаторе или стеклянном лифте. Считается, что он один из самых красивых концертных залов столицы: великолепная лепка на потолке, стены обиты шёлковой тканью с ручной вышивкой, шикарные люстры. Впрочем, таким он был и в 1895 г., правда, проход простым смертным в него был воспрещён. Завершить поход по Большому можно, поднявшись в верхние ложи и вблизи рассмотрев знаменитую трёхъярусную люстру, которая весит более 2000 кг. Кстати, работники театра уверяют, что каждая экскурсия не похожа на предыдущие: ведь пока она длится, можно поприсутствовать на закрытых репетициях спектаклей.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*