Кто проложит путь?

.

Кто проложит путь?

Большая часть (63,5%) дорог регионального значения не соответствует нормативам, рассказал «АиФ» Игорь Старыгин, гендиректор российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР». В Федеральном дорожном агентстве Минтранса РФ (Росавтодор) в первую очередь сетуют на недостаточное финансирование. В Китае, например, в транспортную инфраструктуру инвестируют 6,1% ВВП в год, а у нас только 2,2%. Деньги в Росавтодоре предлагают собирать с автовладельцев — по факту владения автомобилем и по реальному пробегу, а также за счёт повышения акцизов на бензин.

                                                               

Справка

В марте 2011 г. Госдума приняла закон об учреждении федерального дорожного фонда. В 2011 г. его размер составил 387 млрд руб. Главные источники финансирования — федеральный бюджет (254 млрд руб. плюс ежегодная индексация по инфляции) и акциз на бензин, дизельное топливо и масла. Средства направляются на проектирование, строительство и капремонт автотрасс. С 2012 г. в субъектах формируются региональные дорожные фонды.

Большие надежды возлагаются на дорожные фонды (см. справку), где эти и другие сборы аккумулируются. Копилка федерального дорожного фонда должна расти год от года и к 2014 г. составит 477 млрд руб. В региональных фондах по всей стране в 2012 г. соберут около 390 млрд руб., а в 2013 г. — 470 млрд руб. Из этих денег уже в текущем году значительную часть отправят на ремонт деревенских ухабов. По словам замминистра транспорта РФ Олега Белозёрова, на их строительство и содержание будет выделено 20 млрд руб. «Это огромная цифра, которая никогда не направлялась на сельские дороги вот таким целевым образом», — говорит О. Белозёров. Кроме того, 5% своих фондов регионы ежегодно будут тратить на оборудование подъездов к сёлам — ведь 46 тыс. из них отрезаны от остальной России — к ним невозможно проехать в любое время года.

Но отчитаться о том, сколько денег закатано в асфальт, — мало. Иначе получается, как в Кедровом, — миллионы выделяют, а грязи всё больше. Если бы этого было достаточно, то не приходилось бы уже через несколько месяцев ремонтировать недавно реконструированные трассы, не появлялись бы на них колеи и ямы.

Кто и как будет контролировать расход средств из фондов? В конце прошлого года Минфин выступил с инициативой привлечь к этому процессу водителей и пешеходов. Предполагалось запустить специальный сайт и выкладывать на нём сметы строительства, отчёты о том, как тратятся собранные с граждан налоги. Но в «Росавтодоре» к идее отнеслись критично. Сайт работу так и не начал.

Очевидно, что система подбора властями подрядчиков для строительства дорог страдает теми же болезнями, что и вся сфера госзакупок (см. интервью главы Счётной палаты С. Степашина на с. 3). Чаще всего по результатам торгов выигрывают компании с более простыми и дешёвыми проектами. Трассы от этого, понятно, ровнее не становятся. И хорошо ещё, если фирма не пропадёт, «освоив» часть выделенных средств и оставив жителям недоделанную дорогу. Когда до участия в тендере допускаются «однодневки», о каком «гарантийном» договоре с дорожниками может идти речь?

Кроме того, нужно обновить стандарты строительства с учётом современных материалов и технологий. Установить чёткие нормативы, не оставив чиновникам и подрядчикам места для фантазий. Их соблюдение необходимо контролировать в течение всего хода работ.

От редакции

[articles: 49900]

За время этой акции редакция «АиФ» обращалась к теме более 10 раз (см. №№ 38, 42, 43, 45, 48, 49, 50, 51 за 2011 г., №№ 1-2, 3, 4, 5, 6 за 2012 г.). Практически каждое региональное приложение «АиФ» (а их более 60!) проинспектировало местные дороги вместе с экспертами отрасли. В голосовании приняли участие 8104 человека. Нельзя сказать, что наше с вами возмущение не было услышано. В московскую и в региональные редакции писали и звонили руководители дорожных служб, угрожали судами, приглашали на «круглые столы», конференции. И везде нам рассказывали, что мы неправильно всё понимаем и не так тему освещаем. Например, в России ежегодно температура воздуха переходит за 0 градусов около 50 раз, и у асфальта нет шанса остаться целым (почему же у канадцев всё хорошо?). Или наши ГОСТы настолько хороши, что по ним строят мосты американцы (а наши мосты почему горят или рушатся?). Иногда прорывалось и такое: чтобы привести дороги в нормальное состояние, нужно повысить цену бензина в 2 раза (почему у нас бензин стоит почти столько же, сколько в Европе, а дороги намного хуже?), а транспортный налог — в 3 раза. И не пеняйте дорожникам на коррупцию, потому что крадут в России все!

«АиФ» продолжит освещать эту тему. На сайте aif.ru/dorogi мы и дальше будем публиковать фотографии колдобин. Кроме того, мы надеемся, что на наши вопросы в ближайшее время ответит глава Росавтодора А. Чабунин.

Материалы подготовили: Андрей Губский («АиФ — Томск»), Оксана Зотикова, Индира Кодзасова, Полина Молоткова, Татьяна Черных («АиФ — Белгород»)

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*