Надежное «нет»

.

Надежное «нет»По замкнутому кругу

За последние пару лет Мария сменила несколько работ. Ни в одном коллективе не получилось прижиться, несмотря на то что она человек дружелюбный и готовый помочь. Точнее, именно поэтому и не получилось.

На каждом новом месте все происходило по одному сценарию. Сначала с начальством и коллегами у женщины выстраивались почти родственные отношения. А затем сотрудники начинали заваливать ее мелкими и крупными рабочими и личными поручениями…

Когда она не справлялась со всем этим валом, люди разочаровывались, в результате – объявляли «ненадежным человеком» и… довольно быстро выживали.

Ситуация вполне типичная: нам часто кажется, что быть надежным – значит никому не отказывать. А между тем, чтобы обрести репутацию человека, на которого действительно можно положиться, нужно в первую очередь научиться говорить «нет».

Проверка эмоций

Какие чувства вызывает в нас чья-то ненадежность? Обиду, разочарование, раздражение… В финале – утрата доверия. А какие эмоции пробуждает чей-то отказ в выполнении нашего желания или просьбы? Чаще всего – растерянность, недоумение. Затем может следовать раздражение, но потом обязательно появится… уважение. У нас возникают мысли, позволяющие войти в положение отказавшего, – «конечно, он так занят», «у него самого сейчас проблемы», «ему не позавидуешь – каждый пытается о чем-то попросить» и т. п.

Таким образом, уровень негативных эмоций в ответ на ненадежность человека весьма высок, тогда как отказ, едва всколыхнув наш негатив, очень быстро возвращает баланс. Мы начинаем искать возможность справиться с поставленной проблемой самостоятельно.

А нужна ли помощь?

Далеко не всегда обращающийся за помощью действительно в ней остро нуждается. Зачастую он просто хочет перекинуть на кого-то свои проблемы.

Если вы чувствуете явную бесполезность просьбы или ее чрезмерную обременительность для себя, займите твердую позицию. Задайтесь простыми вопросами: не идет ли это вразрез с вашими личными интересами и пожеланиями вашей семьи? Достаточно ли у вас сил и свободного времени, чтобы сделать это? Если напрашивается отрицательный ответ – говорите однозначное «нет».

Слишком часто, увы, мы соглашаемся на что-то по инерции, а затем мучаемся угрызениями совести и получаем ярлык «ненадежного человека». Те же, кто привык выезжать за чужой счет, давно уже забыли о всяких неудобствах и душевных муках.

Отказ по пунктам

Если вы не хотите выполнять ту или иную просьбу, важно учесть несколько нюансов.

Ваш ответ должен быть вежливым, твердым и лаконичным. Чтобы не передумать, произнесите слово «нет» в самом начале фразы. Например: «нет, мне это не очень удобно», «нет, у меня есть другие обязательства», «нет, я не могу взять на себя такую ответственность».

[articles: 51769,51482]

Отказывайте, не оправдываясь и кратко объясняя причину (или вовсе не объясняя ее), чтобы не давать лишнего повода для игры на ваших чувствах. Отказывая, вы позволяете окружающим определить реальные границы их просьб и ваших возможностей.

Ищите и предлагайте альтернативное решение, поскольку такой подход тоже является одним из вариантов помощи.

Отделяйте личное от делового и помните о том, что невозможно быть хорошим одновременно для всех.

Учитесь отсеивать небольшие просьбы, ведь именно они отнимают массу времени. Тогда вам будет проще принимать верные решения в более серьезных вопросах.

Однако помните, что все хорошо в меру и порой стоит подумать об окружающих. Ведь, злоупотребляя отказами, мы и сами рано или поздно можем оказаться в сложной ситуации, когда наша просьба о помощи к другому человеку будет неизбежна.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*