Наши в Голливуде: Андрону Кончаловскому 75 лет

.

Наши в Голливуде: Андрону Кончаловскому 75 лет

Андрей (Андрон) Кончаловский родился в самый темный год советской истории – 1937 в семье, как теперь принято говорить, советской творческой элиты. Его отец Сергей Михалков писал патриотические стихи и был удостоен чести сочинить, а потом вносить коррективы в текст советского, а потом российского гимна: гимн менялся в зависимости от политической обстановки, а автор оставался в фаворе у власти. Мать будущего актера и режиссера, Наталья Кончаловская, была дочерью известного художника Петра Кончаловского, который, несмотря на то, что слегка сторонился общепринятого в СССР соцреализма, был востребован и выставлялся. В зрелые годы Андрон Сергеевич написал книгу, навеянную тем, что довелось ему видеть в семье и вокруг нее в детстве и ранней юности: «Ближний круг. Взгляд изнутри на советскую жизнь под властью Сталина». Мемуары увидели свет в 1991 году, когда рухнул Союз. Младший брат Андрея, Никита Михалков, тоже стал актером и режиссером: пока старший покорял Голливуд, младший завоевывал родные кинематографические просторы.[articles: 53323, 50884]

Поначалу Андрону прочили музыкальную карьеру: ЦМШ при Консерватории, потом музыкальное училище при ней же, в 1957-1959 – уже собственно Консерватория, класс фортепиано. После Консерватории Андрон пошел во ВГИК, учился у Михаила Ромма на режиссерском факультете, который окончил в 1965, в разгар «Оттепели». О том, что именно кино было его истинным призванием, говорит то, что уже в студенческие годы за фильм «Мальчик и голубь» Андрей Кончаловский получил главный приз на конкурсе дебютов Венецианского кинофестиваля для детей и юношества (1962). В том же году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Иваново детство», сценарий которого написал вместе с Андреем Тарковским. Фильм получил венецианского «Золотого льва».

В 1965 году вышла дипломная картина Андрона Кончаловского – «Первый учитель» по Айтматову; главную роль Алтынай сыграла балерина Наталья Аринбасарова, будущая вторая жена режиссера и мать его сына Егора. Вообще, богатая личная жизнь Андрея Сергеевича (среди его супруг были две балерины – Аринбасарова и Ирина Кандат, французская ученая Вивиан Годе и теледиктор Ирина Мартынова) дала не только почву для пересудов досужих любителей обсудить романы звезд, но и материал для мемуаров Кончаловского «Низкие истины», «Возвышающий обман» и «Низкие истины семь лет спустя». Всего у Кончаловского пять дочерей и два сына от четырех жен и одной из возлюбленных – актрисы Ирины Бразговки.

Позже, в 1966, Кончаловский и Тарковский стали соавторами сценария «Страстей по Андрею» («Андрей Рублев»), за который были удостоены Приза ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале (1969). В том же 1966 была снята «Ася Клячина» — фильм вышел на широкий экран только спустя 22 года. Экранизациям русской классики было легче найти путь на широкий экран. В 1969 Кончаловский снял «Дворянское гнездо», в 1970 – «Дядю Ваню» с Сергеем Бондарчуком в роли Астрова и Смоктуновским в роли Войницкого. За «Дядю Ваню» режиссер получил «Серебряную раковину» на фестивале в Сан-Себастьяне.

 

Другая тема, которая имела шанс быть благожелательно принята властями предержащими – Великая отечественная война – вдохновила Кончаловского на «Романс о влюбленных» (1974), увенчанный Гран-при фестиваля в Карловых Варах.

За «Сибираду» в 1979 году режиссеру снова дали каннскую награду – на сей раз, спецприз жюри. В 1980 невольный баловень советской власти получил от государства звание Народного артиста РСФСР и почти сразу же уехал работать в Голливуд, где снял целую серию классических фильмов. Среди них «Любовники Марии» (Maria’s Lovers, 1984) с Настасьей Кински в главной роли девушки, разрывающейся между несколькими равно прекрасными поклонниками:

« Поезд-беглец» (Runaway Train, 1985) про современных разбойников – заключенных, сбегающих из тюрьмы на Аляске:

трагикомедия «Гомер и Эдди» (Homer and Eddie, 1989) — бенефис комического дуэта Джеймса Белуши и Вупи Голдберг:

и, наконец, «Танго и Кэш» (Tango & Cash, 1989) – признанный блокбастер, полицейский боевик с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях:

С концом СССР началась новая, российская история советско-голливудского режиссера. В 1991 он снял фильм по своей книге «Ближний круг», спустя три года – трагикомическое продолжение «Аси Клячиной» — «Курочка Ряба» (1994). Трагикомедией стали и другие, более поздние его картины на постсоветскую тему – «Дом дураков» (2002, гран-при Венецианского кинофестиваля), про сумасшедший дом на переднем крае чеченской войны,

и «Глянец» (2007) — про красивую столичную жизнь.

 

В главных ролях сыграла пятая супруга Кончаловского, актриса Юлия Высоцкая, мать его сына Петра и дочери Марии. Впрочем, на Западе Кончаловского не забыли: в 1997 году он попробовал себя в полномасштабном телепроекте. Результат — сериал «Одиссея» (The Odyssey) с Армандом Ассанте и Джеральдиной Чаплин — стал самым дорогим на тот момент сериалом и получил «Эмми».

 

В 2003 Кончаловский снял исторический фильм «Лев зимой» (The Lion in Winter) по пьесе Джеймса Голдмэна, а позже стал сопродюсером «Последнего воскресения» — картины о Льве Толстом, удостоенного нескольких «Золотых глобусов» и номинации на «Оскар». Кроме кинематографических, Андрон Кончаловский удостоен множества других наград и званий: он офицер ордена Искусств и литературы Франции, кавалер Ордена Почетного легиона, Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*