Наталья Чернышева: ЖКХ по прибыльности вторая после нефтянки

.

Наталья Чернышева: ЖКХ по прибыльности вторая после нефтянки

 

Чернышева Наталья Юрьевна, директор АНО «Организация народного контроля» – закончила МГИМО МИД РФ, профессиональный аудитор, имеет Международный диплом. Работала в аудиторских компаниях по проверке финансовой отчетности предприятий всех форм собственности, была партнером крупной международной аудиторско-консалтинговой фирмы. По решению Общественной Российской Комиссии награждена Дипломом «Лучший управленец России». В 2008 году избрана независимым депутатом муниципального Собрания г. Москвы. Кандидат в депутаты ГД РФ на выборах 2011 года. Входит в состав рабочей группы по разработке Закона об общественном контроле, созданной при Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Есть в этом словосочетании «народный контроль» что-то хорошо забытое старое. Чем занимается Ваша организация?

- Наша главная задача — помогать людям в тех ситуациях, где государство бездействует. Мы собрались — аудиторы, юристы, финансисты — и решили, что будем осуществлять контроль над финансовой деятельностью властей и госорганов. Государство сейчас фактически не следит за расходованием бюджетных средств, и мы решили поставить свой контроль, общественный. 

В январе 2010 года в действие вступил закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Благодаря этому закону мы можем потребовать предоставить любую информацию, конечно, за исключением гостайны, о деятельности органов власти, любой бюджет, любую смету расходов и ее исполнение. То есть то, что было намечено и что было сделано. Конечно, это многим не нравится, и к нам, как правило, относятся очень настороженно, говорят, у нас свои проверяющие есть, на что я говорю: я знаю, что свои есть, в том-то и дело, что они ваши, а мы — независимые. Пугаются. Но когда я им показываю закон, в основном чиновники дают требуемую информацию. Хотя иногда приходится для этого устраивать пикеты. Меня уже не раз забирали в полицию, обвиняли в том, что я мешаю людям работать. Только я не мешаю, а помогаю делать им свою работу добросовестно. Это и объясняю, показываю закон, полиция изучает и ничего предъявить не может. 

- Вы были топ-менеджером крупной международной аудиторской компании и, вероятно, хорошо зарабатывали. Что заставило Вас заняться организацией народного контроля?

- Я 14 работала в коммерческом аудите и в конце концов поняла, что он достаточно ангажирован. Все клиенты считают, что раз платят деньги, то должны получить тот отчет, который им понравится. То есть фактически коммерческий аудит зачастую даже помогает мошенникам прикрывать свои делишки. Хотела пойти в госконтроль, но там тоже, к сожалению, было не совсем все здорово. В одной из надзорных контор потребовали так называемый вступительный взнос. Достаточно серьезная сумма, они еще сказали, отбивается в первые полгода, вы не волнуйтесь. А я решила, что мои отношения с госконтролем не сложатся. 

Вообще система госконтроля за оборотом бюджетных средств у нас полностью разрушена, наверное, специально, чтобы было проще воровать. И вот появилась организация народного контроля. Мы быстро поняли, что нашими усилиями не сможем охватить всю страну, поэтому нам нужны помощники на местах — из обычных людей. Научить проверять можно любого, главное, найти информацию. 

За время существования «Организация народного контроля» открыла свои отделения во многих городах и регионах – это Нижний Новгород, Самара, Ярославль, Ульяновск, Владимир, Свердловская и Орловская область, Республика Мордовия, Чувашская республика, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Адыгея и др., всего более 30 региональных отделений. 

Главная проблема страны — ЖКХ. А главная проблема ЖКХ — в том, что ее никто не контролирует. А ведь отрасль по прибыльности вторая после нефтянки. Списываются огромные суммы.

О каких результатах можно говорить?

 

Было несколько судов и достаточно интересных проектов. Конечно, далеко не всегда удается добиться справедливости. Система своих не сдает. К примеру, набираем материалы про деятельность тех же УК (Управляющих компаний — Прим. ред.), передаем их в прокуратуру, в ОБЭП, и там эти материалы тихо умирают, потому что,  как нам рассказывают сотрудники этих органов, начальство не позволяет давать делам ход. 

Но есть и много положительного опыта. Например, мы начали проверять УК в Зюзинском районе Москвы. Причиной стало то, что она стала выставлять непомерно высокие счета, больше 6 тыс. руб. за квартиру. А когда началась проверка, они, видимо, поняли, что граждане как-то не хотят безропотно платить, и стали выставлять нормальные платежки по 2800, причем без объяснений изменений. Это показывает, что если начать как-то бороться с проблемой, ее можно решить.

Еще пример с УК. Жители Свердловской области обратились к нам с тем, что управляющая компания сделала какие-то ремонтные работы в доме на 200 тыс. руб., ни с кем не советуясь, непонятно по каким ценам, а владельцам квартир представила только счет. Мы обратились в суд, он встал на нашу сторону. Теперь эти 200 тыс. руб. компания должна вернуть жителям. 

Интересный случай был в Ульяновской области, сотрудники нашего отделения обнаружили тендер на приобретение администрацией мебели в кабинет губернатора из корня оливы за 9 млн руб. Ребята даже собрались, отнесли губернатору табуретки какие-то, мол, мы готовы вам помочь с мебелью дешевле. В общем вышла огласка, и тендер отменили. А когда все проходит негласно, то можно себе и корень, и оливу и еще чего-нибудь за государственный счет…

- А есть города, населенные пункты, где администрация не ворует? Ну, или ворует в меру?

 

- Вы инициировала письмо президенту от жителей Свердловской области о проблемах в ЖКХ. Что стало причиной этого?

- В Свердловской области катастрофическая ситуация с долгами. Долг области только за газ составляет уже почти 4 млрд. рублей. Управляющие компании собирают с населения коммунальные платежи, причем собираемость по области очень хорошая — 80 и даже 90%. То есть жители платят. УК получают денежки, но до поставщиков энергоресурсов они не доходят. Коммунальщики используют большую часть на свои личные нужды. У меня были сведения, что у кого-то коттедж за границей, кто-то покупает себе дорогие машины и т.д. А ресурсоснабжающие организации сидят без денег и не могут поставлять газ и тепло. Потом УК банкротятся, прокуратура благополучно закрывает на это глаза, то есть по сути «крышует», а позже эти УК возникают с другими названиями, но с теми же людьми в руководстве.

Мы пообщались с жителями, они просили помочь с решением этой проблемы, так как из-за задолженности сидят без горячей воды по несколько месяцев. Так же нельзя жить в 21 веке, в конце концов. Мы решили, что привлечь внимание руководства страны к проблеме долгов — единственный вариант спасения. Жители очень горячо поддержали эту идею. Текст был составлен и его буквально за полторы недели подписали сотни свердловчан. Мы надеемся, что федеральная власть не останется равнодушным к этому воззванию.

Я еще написала о ситуации на сайт премьер-министру Владимиру Путину, надеюсь, что хоть кто-то обратит на нее внимание. У политиков, конечно, сейчас такой период, что им не до этого. Хотя, может, и наоборот, — именно сейчас нужно писать. Потому что если вся Свердловская область мучается и пишет такие вещи, наверное, нужно что-то сделать. Местные власти бездействуют, прокуратура тоже. Мне жители говорили, что пишут жалобы на УК в прокуратуру, но никакого ответа, как будто в «черную дыру». И они уже собираются выходить на улицы. Долги большие, отопительный сезон закончится, и они опять будут без горячей воды.

- Насколько серьезна проблема энергодолгов вообще в регионах? И можно ли ее решить не в каждом конкретном случае, а в целом?

- Решить можно любую проблему. Было бы желание. А в основе этой, как и многих других лежит коррупция чиновников и злоупотребление ими служебным положением. Хорошим решением может стать переход на прямые расчеты, то есть чтобы жители платили ресурсоснабжающим организациям напрямую, без прокладок. Это нетрудно устроить. Только, к сожалению, не устраивается, потому что местным властям, они не выгодны. Даже в Москве власти не очень хорошо отнеслись к этой идее.

А проблема очень серьезная. По словам Басаргина, руководителя Минрегионов, в январе 2012 года общий долг регионов за энергоресурсы – 472 млрд. рублей! И чем больше долги копятся, тем сложнее ситуация. Причем жители ни в чем не виноваты, они за все заплатили.

Но УК чувствуют себя совершенно спокойно. Как мы выяснили, они все, без исключения аффилированы с местными властями — друзья, родственники, случайных людей нет. Боятся они только гневного окрика сверху или народных выступлений. Сейчас мы стараемся действовать этими двумя методами. И если наше письмо так и останется без ответа, значит, придется устраивать митинги, пикеты и выступления.

 

 

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*