Небесные поводыри

.

Небесные поводыри

10 лет назад 1 июля произошла трагедия, оборвавшая жизни 71 человека. Виновным признали швейцарского авиадиспетчера, правда, наказали его не по закону юридическому, а по закону кровной мести. А недавно уже российские авиадиспетчеры забили тревогу: ситуация такова, что и в нашем небе могут случиться трагедии, подобные боденской.

Главный — командир

В столкновении самолёта «Башкирских авиалиний» и почтового «Боинга» над Боденским озером (Германия) следствие признало виновными диспетчеров швейцарской компании «Скайгайд». Один из них дал экипажам неверные команды, в результате чего самолёты врезались друг в друга. «У нас и на Западе в тот момент действовали разные стандарты, — рассказывает Роман Гусаров, главный редактор специализированного портала avia.ru. — Наш экипаж должен был подчиняться в первую очередь приказам диспетчера, что он и делал. А командир почтового самолёта — приказам бортовой системы предупреждения опасных сближений. Она сработала в обоих самолётах, оба командира сообщали о сближении. Но диспетчер упрямо направлял российский борт в тот же воздушный эшелон, в котором находился «Боинг». Об этих противоречиях в правилах было известно до трагедии, но только смерть многих людей заставила изменить их. И теперь приоритет в принятии решений — за командиром».

Диспетчерская служба, по мнению экспертов, меняется не так быстро, как вся остальная гражданская авиация. Худо-бедно, но модернизируется парк самолётов. Интенсивность полётов, особенно в европейской части страны, выросла настолько, что в прошлом году было принято решение удвоить количество воздушных коридоров. Раньше расстояние по высоте между двумя лайнерами в воздухе было не менее 600 м, теперь — 300. Обязательно знание английского языка — небо над Россией бороздят сотни иностранных самолётов.

Полёты «на пальцах»

«Сегодня нередки случаи, когда диспетчер одновременно ведёт до 20 воздушных судов, которые, заметьте, ежесекунд-
но меняют своё положение, — честно признался «АиФ» Андрей Булин, действующий диспетчер с 10-летним стажем, председатель профсоюза авиадиспетчеров Москвы. — Но у нас отсутствуют нормативы пропускной способности, нигде не записано, сколько максимально самолётов одновременно может вести диспетчер. К колоссальной загруженности диспетчеров добавьте устаревшее оборудование, которое должно было работать 15 лет, а работает уже более 32!

[articles:52715,52140,53000]

Дошло до того, что временами оборудование отказывает, и диспетчер вынужден воссоздавать в своём воображении картинку движущихся самолётов, находящихся у него на связи, ориентируясь на сведения экипажа».

«Мы уже давно ждём, когда в Москве построят новый, современный центр управления воздушным движением, — рассказал «АиФ» Сергей Ковалёв, президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России. — Обещали запустить его 2 года назад, а теперь говорят, что не раньше 2015 г. Даже когда он появится, на то, чтобы его апробировать, запустить и обучить новой технике авиадиспетчеров, потребуется несколько лет. А что будет с безопасностью полётов все эти годы?» «Ко мне часто обращаются по проблемам трудовых споров, и каждый раз работодатель хочет, чтобы сотрудники получали меньше, а работали больше, и наоборот, — сказал «АиФ» Максим Григорьев, член Общественной палаты. — Но авиадиспетчеры не конфеты выпускают и не улицы метут — от их работы зависят жизни тысяч людей. Поэтому в самое ближайшее время мы решили провести общественные слушания по этому вопросу». И приятного на этих слушаниях будет мало: диспетчеры расскажут о случаях опасных сближений, о чудом не произошедших катастрофах.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*