Оторвались от Земли

.

Оторвались от Земли

На авиабилетах всегда стоит точное время вылета. Зачем? Ведь каждый из нас наперёд знает, что рейс хоть на 10 минут, но задержат. Да что там задержат — хорошо, если вообще посадят в самолёт: билетов нередко продаётся больше, чем есть посадочных мест!

Дорогая задержка
                                                               

ЗНАЙ  СВОИ  ПРАВА!

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил, утверждённых приказом Минтранса РФ от 2007 г., в случае задержки или отмены рейса, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров:
✔ комнату матери и ребёнка — пассажирам с детьми до 7 лет;
✔ 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании более 2 часов;
✔ прохладительные напитки при ожидании более 2 часов;
✔ горячее питание при ожидании более 4 часов, далее каждые 6 часов днём и каждые 8 — ночью;
✔ гостиницу при ожидании более 8 часов днём и более 6 часов ночью;
✔ хранение багажа.

По данным Росавиации, за прошлый год российские авиакомпании перевезли более 60 млн пассажиров — почти половину населения страны. Сот­ням тысяч из них не повезло — им пришлось томиться в залах ожидания из-за многочасовых задержек. Так, в 2011 г. компания ­«Вим-авиа» задержала 1020 рейсов — 15% от всех выполненных. А ведь были и такие, которые по 18% вылетов отправляли не по расписанию (см. таблицу).

Что грозит нарушителям за регулярные опоздания? Как пояснил «АиФ» Сергей Извольский, советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта: «Рос­авиация может отозвать допуск перевозчика (к авиаперевозкам. — Ред.) в случаях, если более 10% от общего количества рейсов были выполнены с задержками более 2 часов по вине перевозчика в течение двух последовательных сезонов расписания ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта. — Ред.)». Однако на деле вину чаще всего перекладывают на плохую погоду или аэропорты, поэтому максимальное «наказание», которому подвергаются авиакомпании, — смехотворный штраф (и тот налагается в исключительных случаях, т. к. не предусмотрен Кодексом об административных нарушениях). Так, в ноябре «Сибирь» была оштрафована за многочасовые задержки двух рейсов из Новосибирска в Таиланд на 30 тыс. руб. Пострадал 281 человек. 94 пассажира потеряли почти двое суток отдыха. Люди с маленькими детьми ждали самолёта с 2 часов ночи до 7 часов вечера следующего дня, причём улетели они не в Таиланд, а в Иркутск! И лишь на следующий день, уже из Иркутска, — на Пхукет. Западно-Сибирская транспортная прокуратура оценила мучения каждого из пассажиров в… 106 руб. Но ведь и из них ни одной копейки не ушло в карман человека, оплатившего билет, — всё в госбюджет. А за предновогодние многодневные задержки рейсов в 2010 г. в Моск­ве Роспотребнадзор наказал авиакомпании на общую сумму в 135 тыс. руб.! На официальный запрос «АиФ» о том, были ли приняты какие-либо меры по отношению к авиаперевозчикам-нарушителям по итогам 2011 г., Роспотребнадзор отвечать отказался. Видимо, нечего сказать…

[articles: 23082,43287,42821]

 

Для сравнения: в ноябре Министерство транспорта США оштрафовало «American Airlines» на 900 тыс. долл. за то, что свыше 600 пассажиров провели более 3 часов на борту самолётов, находившихся на лётном поле. Получается 1500 долл. за человека.

Что посоветовать пассажирам, чьё терпение использует авиакомпания? Знать свои права и отстаивать их! (См. памятку на этой странице.) Однако хитрые перевозчики вовсю используют известные уловки — например, чтобы не оплачивать гостиницу, не объявляют о задержке рейса на 8 часов сразу, а выдают новости по чайной ложке — раз в час! Или отменяют рейсы, чтобы объединить два полупустых самолёта, — выдать талоны на еду им обойдётся дешевле.

Если рейс задержали на 4 часа, но не предоставили питания, а за 8 часов томления — гостиницу, покупайте всё на свои деньги, но сохраняйте чеки — вплоть до квитанции о пользовании платным туалетом. Отметьте на билете время прилёта в аэропорт назначения — это всегда можно сделать у представителя авиакомпании. Это главный документ, с которым вы сможете предъявлять материальные претензии авиаперевозчику.

Летаем по старинке
                                                               

Кстати

Всё чаще авиакомпании продают билетов больше, чем есть посадочных мест, и пересаживают «лишних» пассажиров на другие рейсы. В Росавиации нам рассказали, что обычно самолёты загружены на 75% — перевозчики таким образом «добивают недостачу».

«Все отношения пассажира и авиакомпании регулируются Воздушным кодексом РФ, — говорит Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнёр гражданской авиации». — Согласно ст. 120 возмещение за задержку рейса составляет 25% от установленного минимального размера оплаты труда (с 2001 г. МРОТ для штрафов составляет 100 руб. — Ред.) за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. К сожалению, у нас многие правовые «авиадокументы» давно устарели».

«Воздушный кодекс, пролоббированный авиакомпаниями и принятый в 1997 г., сделал нас как пассажиров абсолютно бесправными, — сетует Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации союзов потребителей. — Кстати, что касается компенсаций за потерю багажа и различные травмы, то в этом случае наша страна до сих пор пользуется Варшавской конвенцией от 1929 (!) г., а все развитые и развивающиеся страны давно перешли на Монреальскую — 1999 г. Европейский гражданин за задержку рейса получает 200-600 евро в зависимости от времени ожидания, а российский — 25 руб. за час!»

16 января Янин выступал перед Дмитрием Медведевым с призывом присоединиться к Монреальской конвенции. Его поддержал Алексей Симановский, зампред ЦБ, — буквально накануне он потерял багаж. Президент ответил, что идея хорошая, но нужно посчитать, во сколько она обойдётся страховщикам…

«Вопросы о компенсациях будут решаться, — заверил «АиФ» Евгений Москвичёв, глава Комитета Госдумы по транспорту. — Разрабатываются законопроекты — один о страховании ответственности за неисполнение договора воздушной перевозки пассажиров, второй — об ответст­венности перед пассажирами на всех видах транспорта. Мы планируем внести эти законы в ходе осенней сессии. Вероятно, будут закреплены те суммы компенсаций за нарушение графиков и расписаний, которые сейчас прописаны у авиаперевозчиков».

Получается, депутаты снова пляшут под дудку авиакомпаний! Впрочем, что удивительного? Ведь они, как и другие представители власти, — пассажиры бизнес-класса, рейсов дожидаются в комфортных VIP-залах, а порой и летают на отдельных коммерческих самолётах.

АВИАКОМПАНИЯ
ВСЕГО ВЫПОЛНЕНО РЕЙСОВ
ЗАДЕРЖАНО
 

Кто задерживал меньше всех

Томск Авиа
3316
25
1%

Россия
39 335
818
2%

Аэрофлот
122 559
2496
2%

 ЮТэйр
76 931
1755
2%

Сибирь
50 934
1318
3%

Трансаэро
48 762
1888
4%

Кто задерживал больше всех

Sky express (Небесный экспресс)
8097
1067 
13%

Когалымавиа
2863
401
14%

Вим-авиа
6931
1020
15%

Континент
1243
181
15%

Московия
2095
348
17%

 Москва
227
41
18%

По данным Росавиации

Наталья Бояркина, Ольга Доронина, Ольга Коробицына

Этот материал «АиФ» направляет в парламентские партии и кандидатам в президенты с просьбой прокомментировать ситуацию и принять меры. Мы будем следить за развитием событий.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*