Разворот на Восток? Зачем Россия потратила миллиарды в Приморье

.

Разворот на Восток?<br />
Зачем Россия потратила миллиарды в Приморье

Целую неделю Владивосток был столицей Азиатско-Тихоокеанского региона — он принимал, кормил и развлекал делегации двух десятков стран во главе с президентами и премьерами.

Для охраны саммита в столицу Приморья свезли около 20 тыс. полицейских. Стражам порядка выдали новую форму — как водится, от Юдашкина… Впрочем, модный прикид правоохранителей — лишь капля в море затрат, на которые пошла Россия, готовясь к саммиту АТЭС. Львиная доля денег вложена в инфраструктуру. Газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток обошёлся в 300 с лишним млрд рублей, три моста — более 60 млрд, реконструкция аэропорта — почти 19 млрд, строительство и ремонт дорог — свыше 33 млрд, возведение корпусов Дальневосточного федерального университета на о. Русский, где проходил саммит, — почти 42 млрд. Ещё без малого 10 млрд ушло на то, чтобы наладить во Владивостоке водопровод, канализацию и очистные сооружения.

Ворота для грузов

Правда, тот же сахалинский газ до конфорок жителей столицы Приморья вряд ли дойдёт в обозримом будущем. Но на голубое топливо уже перешла местная ТЭЦ, что заметно снизит уровень загрязнений в атмосфере: уходят в прошлое дымящие трубы, которые стали приметой одного из микрорайонов города. По данным специалистов, сокращение выбросов в этом году должно составить 55-60% от уровня 2010 года. «Край теоретически может прокачивать до 20 млрд кубометров газа в год, но сам пока получает 4-5, — говорит Михаил ТЕРСКИЙ, доктор экономических наук, профессор ДВФУ. — Главным образом он предназначен для электростанций, котельных и нужд индивидуального строительства. Остальные 15 могут пойти на экспорт. Но пока в крае нет завода по сжижению газа».

[articles: 54805, 54959]

Впрочем, соглашение о строительстве такого завода в ходе саммита подписали с Японией. Японцы же накануне запустили и другое — автомобильное — производство в Приморье. На очереди — реконструкция морских портов и железнодорожных путей. Одна из стратегических целей — открыть «восточные ворота» для транзита грузов через Россию из Азии в Европу. Этот путь — самый короткий: от Владивостока до Бреста по Транссибу контейнер идёт чуть больше двух недель (можно ускорить до одной недели), а морской путь, скажем, из Японии в Голландию через Суэцкий канал занимает 33 дня. Если удастся перетянуть хотя бы малую толику грузов, то к 2020 г. Россия будет зарабатывать только на транзите 5 млрд долл в год. На саммите обсуждали и колоссальные перспективы российского экспорта в бурно растущие (в отличие от «загнивающей» старушки-Европы) страны Азии. Одного зерна через восточные порты планируется продавать до 10 млн тонн (сегодня — всего 70 тыс.).

Люди и деньги

«Региональные бизнесмены смогли в неформальной обстановке пообщаться как с представителями ведущих компаний Азиатско-Тихоокеанского региона, так и с членами правительства, министрами и их замами, — сказал «АиФ» Максим МАРЧЕНКО, гендиректор крупного мясоперерабатывающего предприятия, глава Приморского краевого Фонда поддержки предпринимательства и стратегических инициатив. — На саммит съехались более 700 руководителей компаний — лично мне удалось завязать свыше десятка полезных знакомств… Вообще же благодаря форуму местные жители наконец почувствовали себя частью страны. В последние годы многие старались уехать в центральную часть России, Корею, Японию. Теперь мы видим, что для Москвы Дальний Восток — не «отрезанный ломоть», сюда вкладывают серьёзные деньги, создаются рабочие места».

[articles: 54818, 54469]

«Говорить о кардинальном «восточном развороте» экономики России после саммита АТЭС вряд ли стоит, — считает Евгения ВОЙКО, эксперт Центра политической конъюнктуры. — Всё-таки приоритетным для нас по-прежнему остаётся западное направление. Но саммит, во-первых, обозначил интересы России в регионе. Во-вторых, мы показали нашим западным партнёрам альтернативные направления сотрудничества — с Японией, Китаем. А это в свете обострения российско-европейских отношений по вопросам газовых поставок очень важно. Важно и то, что обсуждались вопросы сотрудничества в машиностроении, сфере высоких технологий (в том числе экологических). Так что опасений, что Россия станет сырьевым придатком теперь уже Азии, пока нет».

Виталий Цепляев, Татьяна Нетреба, Виктория Гудкова,Виктория Лебединец («АиФ — Приморье»)

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*