Реформа пригородного сообщения докатилась до пассажиров

.

Реформа пригородного сообщения докатилась до пассажиров

Пассажиры, заплатив за проезд, просто не смогли поместиться в единственный вагон электрички, который был подан на станцию в единственном числе, и в возмущении отказались его пропустить.

Целый час понадобился для того, чтобы региональная администрация вышла на переговоры с пассажирами и предоставила «несогласным» автобус вместо вагона. Полицейским вмешиваться не пришлось, но поскольку случай произошел в столице республики Чувашии, он стал достоянием прессы. Между тем, подобные «пассажирские бунты» уже не редкость в регионах: еще в октябре прошлого года на станции Пятилетка отчаявшиеся пассажиры электрички «Самара-Жигулевск» перекрывали трассу, протестуя против сокращения числа вагонов в поезде с десяти до четырех. Многочисленные и бесполезные обращения жителей российских окрестностей в региональные УФАС и коллективные письма высоким начальникам лишь подтверждают взрывоопасную тенденцию.

Реформа замедленного действия

Несмотря на кажущийся неожиданным для российской глубинки способ протеста, события в Чувашии можно было предвидеть. По решению Правительства РФ, с 2011 года финансирование электричек было возложено на региональные бюджеты, но далеко не все администрации выплатили причитающиеся пригородным компаниям деньги. После инцидента с поездом Чебоксары – Канаш, президенту РЖД Владимиру Якунину пришлось лично оправдываться за ни в чем не повинную пригородную компанию «Содружество», на которую и обрушился гнев возмущенных пассажиров. «Пригородный сегмент дотируется во всем мире, и у нас обязанность такой компенсации закреплена законодательно. Что получается на практике? Чтобы не платить дополнительные деньги железнодорожникам, регионы сокращают объемы движения, – разъясняет он в своем личном блоге. – Вполне естественно, что это вызывает недовольство населения», – добавляет он, называя случай в Чебоксарах «показательным».

Руководство железнодорожной монополии уже неоднократно предупреждало о возможных социальных последствиях «экономности» региональных чиновников. Второй год в СМИ появляются сообщения о том, чем может обернуться нежелание региональных властей участвовать в решении сложного вопроса, но складывается ощущение, что местные администрации слышат о происходящем в первый раз, когда пассажиры садятся на рельсы.

Наиболее вероятно повторение «чувашского» сценария в пяти регионах – Владимирской, Тверской, Вологодской, Ленинградской областях и в Приморском крае: местные власти вообще не предусмотрели в своих бюджетах средства на организацию пригородного сообщения. В более чем 30 регионах финансирование заложено на уровне менее 50% от потребностей, а в 17 из них – менее 10%. То есть, вслед за Чувашией, возможно, будут бунтовать жители Архангельской, Орловской, Пензенской, Брянской, Мурманской, Липецкой, Белгородской, Новгородской, Курской, Костромской, Псковской и Воронежской областей, Карелии, Мордовии, Марий Эл и Ставропольского края.

Губернаторы едут «зайцем»

Следует отметить, что ситуация в различных регионах все-таки не одинакова. Например,  ППК «Содружество», получившая федеральную известность благодаря «пассажирскому бунту» в Чувашии, перевозит пассажиров в семи регионах России. Среди ее заказчиков есть «сознательные» губернаторы: главы Татарстана, Башкортостана и Свердловской области подписали соответствующие социальные контракты и обеспечивают финансирование. Однако, у «Содружества» оказались и другие клиенты, которые платить не хотят, отчего возникают проблемы не только у жителей их областей, но и у  соседей. Странно, что при участии в уставном капитале пригородных компаний (на примере «Содружества»: ОАО «РЖД» — 49,3333%, Республика Татарстан 25,3333%  и Удмуртская Республика 25,3333% акций), то есть фактически являясь совладельцами компаний, региональные власти говорят о «требованиях железнодорожников».

Между тем, во Владимире ситуация гораздо хуже, и пригородное пассажирское движение может серьезно сократиться уже на этой неделе. В пятницу Горьковская железная дорога распространила официальный пресс-релиз о том, что администрация Владимирской области не погасила задолженность перед пригородной компанией за 2011 год в размере 69 млн. руб., а за первое полугодие 2012 года «Волго-Вятская пригородная компания» не получила почти 20 млн. руб. И это притом, что правительство области еще с начала года прекратило движение 16 из 29 электричек по своей территории и повысило тариф за проезд в пригородном сообщении в 1,5 раза до 2,26 руб. за километр.

Железная дорога заявляет, что договор на второе полугодие администрация Владимирской области так и не подписала, без него у пригородной компании вообще нет оснований для осуществления перевозок. С начала июля будет полностью прекращено движение десяти электричек из Владимира, Мурома и Коврова, составность еще 16 маршрутов из Владимира будет сокращена с шести до четырех вагонов, а на двух между Владимиром и станцией Тумской по будням в составе поезда будет курсировать лишь один вагон, вместо прежних пяти.

Голосуй электричкой

Железнодорожники неоднократно предупреждали федеральный центр о нарастающем недовольстве пассажиров в регионах и сложностях с финансированием пригородных перевозок. Владимир Путин, будучи еще премьером, однажды пригрозил перераспределением бюджетных трансфертов тем губернаторам, кто не обеспечил у себя пригородные перевозки. Но, по-видимому, этой угрозы оказалось недостаточно. И вот настал день и час, когда от безвыходности и возмущения пассажиры перекрыли дорогу. И по-человечески их трудно осуждать за подобное нарушение закона, и коварная рука Госдепа здесь совсем не причем.

Вот таким неожиданным образом, из-за «сбежавшей электрички», региональная политика может тоже «выплеснуться на улицу». Нет сомнений, что большинство губернаторов будут пытаться переложить вину на железнодорожников, делая вид, что их регионы не являются акционерами пригородных компаний. В результате, у ППК остается единственный путь – обращаться в суды и взыскивать убытки с региональных администраций по исполнительным листам. Но будут ли ждать окончания сутяжной волокиты пассажиры электричек?

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*