Шаг в пустоту

.

Шаг в пустоту

Несколько раз в год средства массовой информации ужасают нас историей о добровольном уходе из жизни подростка. Случается, что кончают жизнь самоубийством двое: влюбленная пара или подружки.

Иногда причины страшного поступка остаются неизвестными, иногда ребенок сообщает о своем решении и пытается его объяснить.

Какие же особенности подростковой психики могут спровоцировать суицидальные попытки?

Сильные эмоции

Подростки чрезвычайно эмоциональны, это обусловлено активностью гормональных процессов. Тинейджеры бурно радуются сущим пустякам и рыдают при расставании со случайными друзьями. Настроение у них часто и резко меняется. На пустяковую прось­бу или замечание подросток может ответить криком, слезами, хлопаньем двери. Это не притворство, не обдуманная демонстрация. Они действительно так чувствуют и так переживают. Взрослому человеку редко приходится испытывать столь сильные чувства, какие сопровождают повседневную жизнь подростка.

Чем тут можно помочь?

Чтобы эмоции не привели к непо­правимому поступку, их накал надо снижать. Сделать это можно в общении: расспросить, просто пожалеть, потерпеть, наконец, его слезы, крики, «нервы». Нельзя отталкивать ребенка: «Успокоишься, тогда поговорим», «В таком тоне я не разговариваю», «У меня полно проблем, а тут еще ты на мне отрываешься».

Слабость мышления

Принятию рокового решения могут способствовать и особенности мышления подростков. В этом возрасте ребенок овладевает абстрактным мышлением. На первых порах оно весьма несовершенно, что ведет к появлению типичного подросткового максимализма, отсутствию гибкости и упрощенчеству.

Например, если спросить младшего школьника, что такое друг, он ответит, что друг – это Вася (или Петя, или Маша); что друг – это тот, кто даст списать; кто даст поиграть на своем компьютере…

То есть опишет конкретные ситуации проявления дружбы или назовет конкретного человека. Подросток ответит иначе: друг – тот, кто не предаст, кто всегда поможет, на кого можно положиться, кто пойдет за тобой… И одновременно у него возникает вопрос: «А друг ли Вася?» (которого он с детского сада другом называл и никогда в нем не сомневался). Более того, если в один несчастливый день этот Вася не поймет его состояния, не разделит какого-то его увлечения или сделает еще что-либо, что не подпадает под сформулированное вчера определение друга, наш подросток со всей определенностью может решить, что Вася ему – не друг. Причем чем дольше и тщательнее подросток будет проверять своих знакомых на предмет их соответствия понятию «друг», тем скорее он поймет, что друзей у него нет.

Бывают и обратные ситуации. Я хороший друг, решает подросток, значит, не могу отказаться, когда мой товарищ просит меня соврать, вынести из дома дорогую вещь или даже прыгнуть с крыши.

Потребуется время, прежде чем молодые люди научатся примирять идеал и реальность, учитывать, что добро может обернуться злом, что «нет худа без добра», что каждый из непримиримых спорщиков может быть прав, что параллельные прямые могут пересекаться и есть связь между стремлением стать директором банка и подготовкой к завтрашним урокам.

Чем тут можно помочь?

Все это подростку должны объяснять окружающие его близкие взрослые.

От Рэмбо до ничтожества

Неполноценность абстрактного мышления подростка на первом этапе его развития состоит прежде всего в неумении учитывать контекст. Создавая свой идеальный образ человека, подросток берет для него лучшие черты разных людей, реальных и выдуманных: родственников и мировых знаменитостей, литературных персонажей и киногероев. Образец примеряется на себя самого и окружающих, и реальность уличается в безнадежной убогости.

Подростки совершенно серьезно переживают, что они не так красивы, как Бред Питт или Джулия Робертс, не так сильны, как Рэмбо, и не так знамениты, как Евгений Плющенко или Мария Шарапова.

Чем тут можно помочь?

Поддерживать самооценку подростка можно серьезным отношением к нему, признанием важными его проблем и потребностей, неподдельным интересом к его делам и успехам, хотя бы и в овладении скейтбордом.

В группе

Стремление к самостоятельности и социальному признанию и невозможность добиться этого в общении со взрослыми заставляют подростка искать другую сферу удовлетворения потребности – коллектив сверстников.

Даже не соглашаясь в душе с решениями группы или признанного группой лидера, подросток подчиняется им и совершает требуемые поступки, часто опасные для него самого.

Если конфликт с группой все-таки состоялся, то переживается он очень тяжело и может стать причиной сведения счетов с жизнью.

[articles: 49605,49536]

Чем тут можно помочь?

Взрослым нужно приложить максимум усилий, чтобы знать, с кем общается ребенок, какими интересами живет эта группа. Если у ребенка что-то не складывается в коллективе, поддержите его.

Взрослые могут позаботиться о вхождении ребенка в разные подростковые группы, поддерживая, например, его занятия в какой-либо спортивной или художественной студии, предлагая организовать регулярные встречи с «дачными» друзьями в зимний сезон.

Если круг общения подростка не замыкается на одноклассниках или соседях по подъезду, ему будет легче пережить проблемы, возникшие в какой-то из групп.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*