Священник Дмитрий Агеев: Про Пасху католическую и православную

.

Священник Дмитрий Агеев: Про Пасху католическую и православную

У меня не было возможности углубиться в изучение этой темы, но сам факт такого заявления дает мне повод сказать несколько важных вещей.

Надо понимать, что отличие католиков от православных заключается отнюдь не в календаре. У нас более глубокие и более важные различия, говорить о которых в этой заметке не представляется возможным. Безусловно, разделение христиан — это трагедия и боль для нас. Мы призваны искать возможности восстановить единство, заповеданное Христом. Но, совместное празднование Пасхи само по себе не сможет послужить даже сколько-нибудь серьезному сближению Церквей. Так же, как и празднование в разные дни не может стать поводом к разделению.

Известно, что во времена раннего христианства разные общины могли по-разному встречать день Воскресения Христова. Кто-то праздновал в фиксированную дату, кто-то следовал лунному календарю. И это никогда не было поводом для раздоров. Древний Патерик (сборник поучительных историй из жизни святых людей IV-V века) рассказывает нам историю, когда к одному старцу в пустынной местности пришел путник и приветствовал его радостными словами о Воскресении Христовом, старец же был очень удивлен, поскольку даже не знал, что Пасха уже наступила.

Надо понимать, что далеко не все православные христиане живут по юлианскому (старому) календарю. Многие православные церкви (Константинопольская, Элладская, Румынская, Американская и т.д.) живут так же, как и католики, по григорианскому календарю, но Пасху и связанные с ней праздники отмечают вместе с другими православными Церквями. Однако Финляндская Православная Церковь даже Пасху празднует по тому же календарю, что и западные христиане.

У католиков очень схожий с православными церковный календарь. Есть также круг переходящих (связанных с Пасхой, а в конечном итоге с лунным календарем) и непереходящих (фиксированных по дате) праздников. Есть такая же подготовка к Пасхе, правда, со своими особенностями. Это — Великий пост, такой же семинедельный пост, в который совершаются особенные (и по структуре, и по смыслу) богослужения. Особенным образом, конечно же, отмечается Страстная Седмица. Великим постом благочестивые католики так же, как и православные, ограничивают себя в некоторых видах пищи, не посещают увеселительных мероприятий, стараются творить дела милосердия. Великий пост — время покаяния. Католики обязаны пусть раз в год, но обязательно исповедаться. И делают они это Великим постом. Папа Римский ежегодно в день Воскресения Христа обращается с пасхальным посланием к своей пастве.

Следует отметить, что в Католической Церкви есть большой разрыв между приходским богослужением и монашеским. Такая традиция окончательно сложилась в середине прошлого века. В монастырях, в монашеских общинах следуют богослужебному уставу: утреня, вечерня, повечерие, часы, литургия (месса). В этих богослужениях через великопостные молитвословия очень ясно выражается смысл Великого поста. К сожалению, как правило, на обычных приходах все это сведено к совершению мессы утром и вечером, и никакие другие богослужения не совершаются. Литургия — это очень важно, но и в богослужебных текстах утрени, вечерни и повечерия таится очень важный смысл и глубинное содержание. Это утрачено. При этом надо сказать, что многие католики очень любят посещать монастыри. Быть может, они ищут там как раз полноту и цельность богослужения, которого не находят в обычных храмах.

В отличие от русской православной традиции, где пасхальное богослужение совершается в ночь с Великой субботы на воскресенье, у католиков в приходских храмах праздничная месса может совершаться в разное время, начиная с вечера Великой субботы и до вечера Пасхального воскресенья. Все зависит от конкретного места.

У католиков Европы тоже есть свои народные традиции празднования Пасхи. У нас Пасха ассоциируется с крашеными яйцами, куличами, пасхами и т.д. В Европе празднование Воскресения Христова и праздничная трапеза разнятся в зависимости от той или иной страны, но есть небольшая, но интересная общая особенность. Пасхальной радостью является шоколад. Дело в том, что католики в будние дни Великого поста призваны воздерживаться от мяса, от молочных продуктов, и этим наши традиции схожи. Но есть и одна особенность, присущая даже непрактикующим католикам. Они стремятся воздержаться, отказаться ради поста от чего-то, что очень любят. Прежде всего от сладкого, от шоколада. У нас иначе, в России акцент больше делается на составе продуктов. Постный шоколад и даже постные торты — обычное явление. А в Европе — нет. Поэтому для многих пасхальная радость на столе — это шоколад. Детям дарят шоколадные яйца, шоколадных зайчиков или что-то подобное.

Часто встречается в литературе некоторая критика западных христиан, отмечающая основной акцент на празднике Рождества и некое принижение дня Воскресения Христова. Этот штамп кочует из книги в книгу. Конечно — это не соответствует действительности. Пасха и для православных, и для католиков — это праздник праздников и торжество из торжеств, это то событие, что лежит в основе христианской веры. Другое дело, что в народной жизни Европы, подстегиваемой рекламой и индустрией развлечений, Рождество — более яркий и отмечаемый праздник, он более раскручен в медиапространстве. Пасха отмечается скромнее, но это ни в коей мере не значит, что такая неяркость в светском обществе что-то значит для верующих католиков и для Католической Церкви. Для церковного календаря, для церковного устроения жизни Пасха — это главное торжество.

Весь смысл христианской жизни состоит в следовании за Христом и в обновленной жизни, ожидании своего воскресения со Спасителем. Для многих, для большинства жизнь наполнена страхом. Страхом старости, страхом смерти, страхом боли и скорбей. Но Евангелие дает людям благую весть: смерти нет, Христос победил смерть! Господь перечеркивает всякие страхи, Он дает верующим в Него образ иной жизни, где страх, хоть и присутствует, но перестает быть определяющим. Определяющая отныне — вечная жизнь с Богом. Пасха — это очень конкретный праздник, он немыслим без Христа. Напомню слова апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша…». И такое понимание присуще и Православной и Католической Церквям.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*