В гости к гению

.

В гости к гению

Дома-музеи, усадьбы, мемориальные кабинеты и мастерские, музеи-квартиры… Вот этот вид из окна, покуривая, наблюдал Есенин, по этой лестнице вышагивал на 4-й этаж в свою коммуналку № 12 «красивый, двадцати­двухлетний» Маяковский, вот эти тома книг в шкафах собирал Плучек.

Брат Питера Брука

Выдающийся театральный режиссёр Валентин Николаевич Плучек, двоюродный брат великого британского театрального режиссёра Питера Брука, 55 лет назад возглавил Театр сатиры, худруком которого служил до самой своей смерти (его не стало 10 лет назад, в 2002 году). И 32 года, с 1970-го, он прожил с супругой Зинаидой Павловной на Большой Бронной, на 13-м этаже д. 2/6 в квартире № 47. Здесь в 2009-м, к 100-летию со дня рождения Плучека, открылся мемориальный музей-квартира в три небольшие комнаты, где главное богатство — книги (2 тыс. томов), расположившиеся даже в прихожей. Хозяин был страст­ным книгочеем и собирателем книг. Родился в Москве, был последним учеником великого Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Все 2 тыс. томов собраны В. Н. Плучеком.

Дом № 2/6 на пересечении Большой и Малой Бронных по праву называют «домом знаменитостей». В нём проживали Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Ростислав Плятт, Андрей Гончаров… Дом — с виду обычная башня из кирпича с застеклёнными лоджиями.[articles: 54408]

Квартира Плучека — образец интеллигентного «гнезда»: две светлые комнаты совсем невелики, а в большой собирались компании людей уникальных: Лиля Брик, Питер Брук, Эльза Триоле, сестра Лили, с мужем Луи Арагоном — и буквально вся театрально-литературно-музыкальная столичная элита. Все предметы мебели, живопись, графика сохранены, как при жизни хозяев. Сделать квартиру музеем было волей самого хозяина. Начало положила после его смерти Зинаида Павловна, но через два года её тоже не стало. Новорождённый музей взялся опекать театральный музей им. А. А. Бахрушина. Уже при жизни Плучека его квартира напоминала музей: авторские предметы мебели (подарки самих мастеров) просты и изящны, подлинный рисунок Маяковского к «Мистерии-Буфф», картины Тышлера и Фалька, тарелка работы Пабло Пикассо (подарок Брука), костюм Фигаро Андрея Миронова (в котором он так внезапно умер во время спектакля на гастролях в Риге), портреты Мейерхольда, Ахматовой и Пастернака…

Адрес музея: ул. Б. Бронная, д. 2/6, открыт с понедельника по пятницу с 12.00 до 19.00. Выходной — последний понедельник месяца. Посещение по предварительной записи.

«Комнатёнка-лодочка»

Приказ о создании Государственной библио­теки-музея В. В. Маяковского был подписан в Наркомпросе (Народном комиссариате просвещения) в гибельном 1937-м (символично, что и сам дом № 3/6 в Лубян­ском проезде стиснут объятиями огромного здания НКВД-КГБ, — столь нерасторжима связь поэта с кровавой эпохой). Сегодня музею почти 75 лет, он пережил переезд, реконструкцию и стал одним из интереснейших в столице.

Здесь Маяковский закончил свой путь.

В аскетично убранной (поэт ненавидел быт и мещанство) «комнатёнке-лодочке», так её называл сам поэт, в 20 м², он прожил 11 лет, с 1919 года. Но комната — это только мемориальная часть, а всё, что вокруг в бывшей коммуналке, — попытка воссоздать футуристический, авангардный мир, окружавший поэта при жизни, как Жизненный Лабиринт, по которому он блуждал и в итоге попал в тупик. Музей вмещает всю жизнь поэта с рождения. Фонды его огромны — более 50 тыс. единиц. В основе — 68 записных книжек Маяковского, его рукописи и письма, личные вещи, в том числе уникальные — обручальное кольцо его матери и шашка деда.

Адрес музея: Лубян­ский проезд, д. 3/6, стр. 4. Работает ежедневно, выходной день — среда.

«Грустная» комната

[articles:51541]В Москве у Сергея Есенина около 300 адресов, по которым он жил, выступал, бывал у друзей. Но особое место занимает комната в коммуналке на 1-м этаже в доме у Арбата, в переулке Сивцев Вражек. Есенин любил Москву: «Я люблю этот город вязевый». Вся жизнь поэта была связана с ней — с 1912 года, когда 100 лет назад он приехал сюда в 17 лет из села Константиново Рязанской губернии с тетрадкой стихов учиться.

На самом деле этот музей — не музей-квартира, а Есенин­ский культурный центр, хотя его можно было бы посвятить ещё и светлой памяти хозяйки комнаты, прожившей здесь с 1923 по 1946 год, Анны Романовны Изрядновой, первой, гражданской жены Есенина. Эта удивительная женщина всегда оставалась в тени — и у окружения поэта (вскоре он обвенчался с Зинаидой Райх, затем, уйдя и от неё, — с Айседорой Дункан), и у биографов. Хотя она сыграла в жизни Есенина неоценимую роль — стала матерью его первого сына Юрия и воспитала его одна, дав свою фамилию. И именно к ней пришёл сюда Есенин перед своим роковым визитом в Ленинград, в октябре 1925 года, в 8 утра, чтобы срочно сжечь вот в этой печи ворох каких-то бумаг.

Первая жена Есенина прожила тут 23 года.

Анна была старше на 4 года. Когда она с маленьким Юрием поселилась в этой комнате на 1-м этаже близ Арбата, они с Есениным уже были врозь (а жили вместе совсем недолго). Узнав о её беременности, родные изгнали Анну из дома — её проклял отец. Есенин же чадолюбием не отличался. После смерти поэта она передружила всех его детей, прописала у себя в этой комнате его мать, считавшую её любимой невесткой, подружилась с его сёстрами.[articles: 52340]

Кто-то назвал эту комнату «грустной». Соседи (в квартире 5 комнат) рассказывали, что Изряднова жила тихо, как мышка. Всю жизнь после ареста 22-летнего сына в 1937 г. она страшно боялась, что придут и за ней. И так и не узнала, что его расстреляли на Лубянке в том же 1937-м после долгих допросов «с пристрастием», с особой жестокостью, и всё носила на Лубянку посылки, вязала сыну свитера…

История этого удивительного музея, куда стало возможно попасть лишь недавно, около года, тоже удивительна. Он создан благодаря энтузиазму известного артиста Сергея Петровича Никоненко. Когда он учился во ВГИКе у Сергея Аполлинарьевича Герасимова, тот предрёк ему: ты сыграешь Есенина! И в 1971 году (Никоненко было 30 лет — столько, сколько прожил Есенин) его пригласили на роль поэта в фильме «Пой песню, поэт…». Актёр получил допуск к архивам, где обнаружил воспоминания Изрядновой. И оказалось, что он живёт в том доме, где жила и Анна Романовна, где теперь центр-музей, созданный благодаря Никоненко.

Адрес музея: пер. Сивцев Вражек, д. 44, кв. 14. Посещение по записи.

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*