Юрий Белановский: Что значит верить в Святого Духа?

.

Юрий Белановский: Что значит верить в Святого Духа?

Я сам многие годы мечтал иметь книгу, статью или заметку о Святом Духе настолько простую, насколько можно, ведь разобраться в этой теме очень сложно, ибо она упирается в тайну Бытия Божия. Мне часто приходится говорить об этом с интересующимися людьми и порой за неимением времени хочется им что-то посоветовать прочесть. Попробую, как сам это понимаю, поделиться своими размышлениями.

Откровение о Духе

Библия открывает Бога как живую Личность. Бог – это не просто Сила или набор качеств, это не нечто, а Некто, кому можно сказать «Ты», Кого можно о чем-то попросить, Кому можно честно сказать о своих страхах, скорби или радости. Бог Библии и Бог христиан — Тот, Кто слышит, Кто отвечает, Кто помнит. Бог в беседе с пророком Моисеем называет Себя. Посылая пророка в Египет для спасения израильского народа, Бог отвечает Моисею на вопрос «Кто ты?»: Аз есмь Сущий! Бог абсолютно свободен и уникален, непостижим и не подвластен. Это очень просто и ясно выражено Клайвом Льюисом в Хрониках Нарнии. Помните, что говорили герои этих сказок? Аслан — не ручной кот. И при всем этом Бог Библии слышит человека, говорит с ним, живет с ним и в нем. Бог и человек не нуждаются в посредниках.

Современному человеку, воспитанному в европейской и русской культуре, из-за некоей привычности и повседневности христианства трудно оценить всю глубину и важность сказанного. Многие как бы проскальзывают умом мимо откровения Бога о Себе как о живой Личности. А без понимания и принятия этого невозможно говорить о Духе Святом.

Из Евангелия, а значит из опыта и слов ближайших учеников Христа, недвусмысленно следует, что их Учитель Иисус не только именовал себя Богом и Сыном Божьим (за что и был распят), но и учил об Отце Своем и о Духе Святом. Тут достаточно упомянуть, что в прощальной беседе с учениками, буквально перед арестом, Иисус говорил: «Я Отца попрошу, и Он даст вам другого Заступника, чтобы он навеки остался с вами. Тот Заступник — Дух Истины, мир его принять не способен, потому что не видит его и не знает. Но вы его знаете, ведь он теперь с вами и останется в вас. Заступник же, Дух Святой, которого ради Меня пошлет вам Отец, — Он всему вас научит и напомнит все, о чем Я сказал вам». Напомню, что Воскресший Иисус повелевает Своим ученикам: «Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира».

Как это понять?

Жизнь со Христом, Его учение и свидетельство Его учеников нашли свое воплощение прежде всего в опыте молитвы, в Крещении и Евхаристии. С первых дней ученики Христа поклонялись Отцу, Сыну и Святому Духу. Но потребовалось четыре столетия, чтобы выработать непростой философский (богословский) язык, через который христиане постарались выразить свою веру и евангельское свидетельство. Не придумать что-то, а всего-навсего выразить в словах. Важно было перед лицом просвещенной античности показать, я бы даже сказал позиционировать, веру христиан в Единство и Троичность Бога.

По сути, в целую культуру были введены понятия, благодаря которым христиане смогли говорить о единстве и неделимости Бога в своей природе и о различиях Божественных Лиц-Ипостасей. С тех пор Бога именуют Троицей Единосущной и Нераздельной. Почти невозможно тут что-то объяснить. Христианам было важно отвергнуть всякие попытки отрицания реальности и различий Отца, Сына и Духа. Божественные Лица – это не маски, не роли, не иллюзия. Они самые что ни на есть настоящие и конкретные, что и выразили греческим словом — «ипостаси». Каждое Лицо – Некто, с Кем можно вступить в диалог. И в то же время Отец, Сын, Дух не три Бога, а одна единая Сущность (или природа), а значит, Они – единый и неделимый Бог. Из опыта многих дискуссий я знаю, что эти (или подобные) слова не способны ни в коей мере объяснить тайну Триединства христианского Бога, но такая задача и не стоит. Помните, Бог христиан – живой и свободный, Бог, беседующий и живущий с людьми, а значит, Его тайна открывается в живом доверительном личном общении с Ним.

Скажу еще, что опыт такого осмысления веры оказался удачным. Это богословие устояло во многих полемиках в течение полутора тысяч лет и доказало свою истинность.

А что в жизни?

Опять же трудно объяснить, почему именно такова воля Божия, но из Евангелия однозначно следует, что полнота общения с Богом дается не всем. Ее обретают только те, кто поверил, доверился Отцу, Сыну и Святому Духу, кто ради этой веры изъявил готовность изменить жизнь, кто отверг сатану и дела его, кто Христа признал своим Господином, кто крестился и через это погружение стал членом Церкви. Но это не все. Жизнь с Богом не может остаться умозрительной, не может свестись к мировоззрению. За несколько дней до своей смерти и воскресения Иисус заповедал ученикам в память о Нем на совместной трапезе причащаться Тела и Крови Его, тем самым ощутимо через Хлеб-Тело и Вино-Кровь обретать единение с Сыном Божьим.

Но и это не все. Апостолы, первые ученики Христа, получили великий Дар, благодаря которому смогли исполнить заповеди Христа: прославить Имя своего Учителя во всех концах света и многих сделать Его учениками. Этот Дар – Дух Святой, снизошедший на учеников в виде огненных язычков на пятидесятый день после воскресения Христа. Этот же самый Дух нисходит на каждого христианина и пребывает с ним. Апостолы после крещения новообращенных возлагали руки на их головы, и через это христиане получали тот же Дар — Дух Святой сходил на человека, становясь его Спутником, Путеводителем, Вдохновителем, Покровителем, Утешителем. Еще в древности возложение рук было заменено на помазание новокрещенного миром (благовонным освященным маслом), что и совершается ныне над каждым новокрещенным в Таинстве Миропомазания. Часто жизнь христиан называют жизнью в Духе Святом со Христом. Для верующих людей — это не аллегория.

Плоды Духа

Очень важно понимать, что жизнь в Духе бесконечно далека от того, что сейчас принято называть «зомбирование». Жизнь в Духе Святом – это жизнь в свободе, в диалоге.

Апостол Павел, наставляя жителей Коринфа в христианской жизни, писал о различных дарах Божьих о и призвании. Он говорил, что есть разные дары, но их дает один и тот же Дух. Каждому Дух дает нечто свое для христианской жизни и для общего блага. Одному — дар мудрой речи, другому — дар передавать знание, третьему — дар веры, или дар исцелять болезни, или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет. Но все это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по Своему усмотрению. Из слов апостола понятно, что эти дары даются индивидуально, и от их раскрытия и реализации зависит и жизнь христианина и жизнь Церкви. Поэтому внимательное отношение к своей жизни, к своим талантам, а также служение Богу и людям через них — один из аспектов христианства.

Апостол Павел оставил христианам в наследство и некоторые самые основные критерии, по которым они могут судить о своей жизни. Научились ли они слушать и слышать Бога? «Если же вы с духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плоды же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Если мы живем Духом, то по Духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».

 

 

Юрий Белановский, Руководитель
добровольческого движения «Даниловцы»

 

 

Оставить Комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*